Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 753237-7 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях распространения действия ставки НДС 0 процентов на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов, а также гармонизации налогового законодательства государств - членов Евразийского экономического союза.
В настоящее время основной грузопоток глобальной внешней торговли, который может представлять интерес для российских организаций, формируется на маршрутах Восток - Запад или Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) - Европа с наибольшей долей участия экспортного потенциала Китая в формировании этого направления. Географическое положение России, находящейся между двумя центрами мировой экономики, наличие устойчивых связей позволяет нашей стране участвовать в международном рынке транспортных услуг, который оценивается в 10% мирового ВВП.
Основным сухопутным коридором, проходящим только через территорию Российской Федерации и способным привлечь существенную часть потенциального транзитного грузопотока, является Транссибирская магистраль, соединяющая порты Дальнего Востока, а также железнодорожные системы Китая, Монголии и Корейского полуострова с европейскими странами. Вместе с тем необходимо активно развивать интеграционные возможности железных дорог России, Беларуси и Казахстана с целью максимально задействовать и это транзитное направление. Именно эти направления могут предложить иностранным грузовладельцам определенные конкурентные преимущества по сравнению с традиционными морскими маршрутами, соединяющими Европу и Азию. Главным из этих преимуществ является более чем двукратное сокращение времени доставки транзитных грузов.
Следует отметить, что международные транзитные перевозки включают в себя не только перевозки товаров, но и транзитные перевозки порожних контейнеров и грузовых вагонов. При этом действующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают ставку НДС 0 процентов только в отношении международных транзитных перевозок товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при осуществлении таких перевозок. В свою очередь, транзитные перевозки порожних контейнеров и грузовых вагонов, несмотря на трансграничный характер таких операций, подлежат налогообложению НДС по ставке 18 процентов.
При этом конечный потребитель этих услуг находится за пределами территории Российской Федерации и не может претендовать на вычет предъявленных ему сумм российского НДС.
Таким образом, налогообложение транзитных перевозок порожних контейнеров и грузовых вагонов существенно снижает конкурентные преимущества российских железных дорог и привлекательность российских транспортных коридоров для иностранных грузоотправителей.
В свою очередь, установление ставки НДС 0 процентов в отношении международных транзитных перевозок порожних контейнеров и вагонов соответствует экономическому смыслу данных операций и будет способствовать увеличению объемов перевозок, повышению транзитного потенциала Российской Федерации. Если к неоспоримому преимуществу сокращения транзитного времени, что приводит к ускорению оборачиваемости кредитных средств оптовых торговых структур, добавить снижение стоимости железнодорожной перевозки, это может существенно повысить конкурентоспособность рассматриваемых маршрутов.
Необходимо отметить, что в Белоруссии и Казахстане, которые являются членами ЕАЭС, ставка НДС 0 процентов применяется при любых транзитных перевозках вне зависимости от того, груженый или порожний контейнер перевозится. Таким образом, установление ставки НДС 0 процентов в отношении транзитных перевозок порожних контейнеров и грузовых вагонов будет способствовать гармонизации налогового законодательства государств - членов ЕАЭС.
Особую значимость формирование государством условий, способствующих развитию железнодорожных перевозок, также приобретает в свете следующих поручений, данных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Указе от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (выдержки):
- формирование в сфере, в том числе, услуг глобальных конкурентоспособных секторов, общая доля экспорта товаров (работ, услуг) которых составит не менее 20 процентов валового внутреннего продукта страны;
- достижение объема экспорта (в стоимостном выражении) оказываемых услуг в размере 100 млрд. долларов США в год;
- увеличение объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза;
Учитывая изложенное, проектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и распространить действие ставки НДС 0 процентов на услуги по транзитной перевозке порожних контейнеров и железнодорожного подвижного состава.
В качестве документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 процентов, можно использовать копии перевозочных документов (реестры перевозочных документов) по аналогии с нормами пунктов 4.1 и 5.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.