Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 753653-7 "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на устранение неэффективных положений и пробелов Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Целью законопроекта является приведение норм Закона N 173-ФЗ в соответствие с нормами Налогового кодекса Российской Федерации по вопросам компенсации сумм налога гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, а также совершенствование валютного законодательства Российской Федерации по вопросам регулирования совершения резидентами валютных операций.
С 1 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 341-Ф3), предусматривающий введение в Российской Федерации системы "Tax Free". В соответствии с Законом N 341-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен статьей 169.1, которой предусмотрена возможность осуществления выплаты специализированными организациями, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, в порядке компенсации физическим лицам - гражданам иностранных государств суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного этими лицами при приобретении товаров в Российской Федерации, при вывозе указанных товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. При этом данные выплаты могут осуществляться как наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, так и путем зачисления на банковские карты.
В соответствии с Законом N 173-Ф3 валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (статья 6 Закона N 173-ФЗ). При этом согласно положениям Закона N 173-ФЗ расчеты с нерезидентами при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (статья 14 Закона N 173-ФЗ).
Поскольку юридические лица - резиденты осуществляют валютные операции только через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением перечисленных в статье 14 Закона N 173-ФЗ операций, законопроектом предлагается внести изменения в абзац третий части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, установив возможность для юридических лиц - резидентов осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по компенсации сумм налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
В связи с переводом (планируемым переводом) резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, лицевые счета которым открыты в' Федеральном казначействе, в части совершения валютных операций на обслуживание через валютные счета Федерального казначейства, открываемые в уполномоченных банках, законопроект к числу разрешенных валютных операций относит операции по внесению/снятию указанными юридическими лицами - резидентами наличной иностранной валюты на счета/со счетов в Федеральном казначействе (например: зачисление в доход государства выморочного имущества в соответствии с частью 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, возврат неиспользованной наличной иностранной валюты, ранее выданной на командировочные расходы, операции по внесению/получению федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными органами наличной иностранной валюты на счета/со счетов в Федеральном казначействе в установленных случаях, выдача наличной иностранной валюты на оплату командировочных расходов при заграничных командировках и др.).
Законопроект также предоставляет право всем юридическим лицам - резидентам осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованных авансов, выданных в связи со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации (часть 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ дополняется новыми абзацами).
Законопроект также дополняется нормой, разрешающей всем физическим лицам - резидентам осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой по получению ими денежных средств для оплаты и (или) возмещения расходов, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации, а также по погашению неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации.
Кроме того, пункт 1 части 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ приводится в соответствие с учетом новой редакции части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Поскольку потребуется внесение изменений в нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, регулирующие проведение операций, связанных с внесением (получением) наличной иностранной валюты, а также доработка прикладного программного обеспечения Федерального казначейства и проведение иных подготовительных мероприятий, законопроектом предусматривается отложенный срок вступления в силу абзаца десятого части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ в редакции законопроекта по истечении 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона. Одновременно в целях защиты интересов физических лиц - граждан иностранных государств при вывозе за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза приобретенных в Российской Федерации товаров законопроектом предусматривается срок вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой Российской Федерации" со дня его официального опубликования.
Принятие и реализация положений законопроекта не повлекут дополнительных расходов средств федерального бюджета, не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой Российской Федерации" повлечет за собой необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" в части расширения валюты счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение. Головным исполнителем по разработке проекта акта предлагается определить Минфин России, соисполнителем - Федеральное казначейство.
Срок подготовки проекта акта установлен в пределах 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой Российской Федерации".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой Российской Федерации" потребуют внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
положение Банка России и Минфина России от 23 января 2018 г. N 629-П/12н "О ведении счетов территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации". Головным исполнителем по разработке проекта акта предлагается определить Минфин России, соисполнителями - Банк России и Федеральное казначейство;
приказ Федерального казначейства от 30 июня 2014 г. N 10н "Об утверждении Правил обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)". Головным исполнителем по разработке проекта акта предлагается определить Федеральное казначейство, соисполнителем - Минфин России;
приказ Федерального казначейства от 11 декабря 2015 г. N 25н "Об утверждении Порядка проведения кассовых операций на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства, за счет средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений". Головным исполнителем по разработке проекта акта предлагается определить Федеральное казначейство, соисполнителем - Минфин России;
Срок подготовки проектов актов установлен в пределах 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.