Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 752409-7 "О внесении изменения в статью 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время наркомания является одной из наиболее глобальных проблем, притягивающей к себе различные слои населения, в том числе несовершеннолетних.
На сегодняшний день детская наркомания остаётся одной из главных угроз для развития современного общества, в связи с чем большое значение приобретает профилактика наркомании, в том числе среди лиц, не достигших 18-летнего возраста.
Одним из механизмов противодействия незаконному употреблению наркотиков является выявление наркозависимых лиц и привлечение их в том числе к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 6.8 (незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконное приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества) и 6.9 (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По данным МВД по Удмуртской Республике, в 2018 году по фактам немедицинского потребления наркотиков составлено 437 протоколов об административных правонарушениях, а в текущем году таких протоколов составлено уже 549.
Привлечение наркозависимых лиц к административной ответственности не является самоцелью, но в рамках процедур, определённых КоАП РФ, это позволяет возложить на лицо, привлечённое к административной ответственности, обязанность пройти лечение от наркомании в соответствии с частью 2.1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 3 статьи 54 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Так, например, если в прошлом году обязанность пройти лечение от наркомании возложено на 226 привлечённых к административной ответственности лиц, то в 2019 году такая обязанность возложена уже на 350 лиц.
Вместе с тем действующее законодательство в рамках административного производства не позволяет возложить обязанность пройти лечение от наркомании на лиц в возрасте от 16 до 18 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.8 и 6.9 КоАП РФ, рассматривают судьи, которые и возлагают в соответствии с действующим законодательством обязанность пройти лечение от наркомании.
В то же время в силу части 1 статьи 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Указанные комиссии в силу части 2.1 статьи 4.1 КоАП РФ и части 3 статьи 54 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" не вправе возлагать на несовершеннолетних, привлекаемых к административной ответственности, обязанность пройти лечение от наркомании.
Часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ устанавливает перечень составов правонарушений, дела о которых рассматриваются судьями в случаях, если соответствующий орган или должностное лицо передаёт такое дело на рассмотрение судье.
Вместе с тем в этот перечень дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 6.8 и 6.9 КоАП РФ, не входят.
Кроме того, за потребление несовершеннолетними в возрасте до 16 лет наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ к административной ответственности по статье 20.22 КоАП РФ привлекаются их родители или иные законные представители. В связи с этим, на детей указанной возрастной категории возложить дополнительную обязанность пройти лечение от наркомании не представляется возможным.
Исходя из вышеизложенного имеется необходимость внесения изменений в часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ, включив в перечень составов правонарушений, дела о которых рассматриваются судьями в случаях, если соответствующий орган или должностное лицо передаёт такое дело на рассмотрение судье, правонарушений, предусмотренных статьями 6.8 и 6.9 КоАП РФ.
В связи с изложенным Государственный Совет Удмуртской Республики выходит с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях профилактики правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительного финансирования, в том числе из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.