Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
Законопроектом предлагается установить в статье 290.1 УК РФ ответственность за незаконное обогащение, то есть за приобретение, пользование, распоряжение принадлежащих лицу на праве собственности активов, которые в значительной степени превышают размер законных доходов такого лица. Корреспондирующие изменения предлагается внести в части 2 и 5 статьи 46 УК РФ.
По тексту законопроекта необходимо отметить следующее.
Правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга), а также механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, предусмотрены Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Таким образом, представляется, что в настоящее время законодательство Российской Федерации позволяет выявлять случаи несоответствия расходов лица, замещающего государственную должность, его доходам с последующим принятием мер реагирования вплоть до привлечения виновного к административной или уголовной ответственности, если в его действиях содержатся признаки административного правонарушения или преступления.
Однако в пояснительной записке указывается, что законопроект разработан в силу неэффективности и недостаточности положений действующего законодательства по борьбе с коррупцией и направлен на создание нового механизма, устанавливающего ответственность должностных лиц за несоответствие уровня расходов уровню их законных доходов. При этом какие-либо конкретные факты или обстоятельства, которые позволяли бы прийти к выводу о недостаточности существующих инструментов противодействия и профилактики незаконного обогащения должностных лиц, в пояснительной записке не приводятся.
С учетом того, что в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации содержится целый ряд норм об ответственности за совершение должностных преступлений корыстной направленности, результатом совершения которых может быть в том числе незаконное обогащение, "реализация проектной статьи 290.1 УК РФ может привести к их конкуренции.
Кроме того, предлагаемая норма об ответственности за незаконное обогащение содержит ряд положений и терминов, отличающихся правовой неопределенностью, что в случае ее принятия может создать трудности в правоприменительной практике. В частности:
- категория лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, определена Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", тогда как, исходя из буквального толкования части 1 статьи 290.1 УК РФ, субъектом преступления является любое лицо, что не соответствует целям, изложенным в законопроекте;
- содержащееся в пункте 1 примечаний статьи 290.1 УК РФ определение должностного лица противоречит понятию, закрепленному в пункте 1 примечаний к статье 285 УК РФ;
- в пунктах 4 и 5 примечаний статьи 290.1 УК РФ не установлен период, за который следует учитывать законные доходы лица в целях установления значительного превышения стоимости активов над размерами его доходов, а равно превышения в крупном и особо крупно^размерах.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Верховного Суда РФ от 28 марта 2018 г. N 4-ВС-2346/18 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 757818-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части введения понятия незаконного обогащения и иных мер, направленных на противодействие коррупции"
Текст письма опубликован не был