Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 757476-7 "О внесении изменений в статьи 380 и 406 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект разработан в целях оптимизации налоговой нагрузки на организации, применяющих специальные налоговые режимы за счет снижения предельной ставки налога на имущество организаций, базой для исчислений которого является кадастровая стоимость имущества.
В соответствии со статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется исходя из кадастровой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, либо исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно статьям 380 и 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость. При этом налоговая ставка в настоящее время не может превышать 2% (п. 1.1. ст. 380, п. 2.2 ст. 406 НК РФ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "п. 2.2 ст. 406" следует читать "пп. 2 п. 2 ст. 406"
По данным ФНС РФ субъектами Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в диапазоне от 0,5% до 2%. В 2019 году только 19 субъектов Российской Федерации установили данный показатель менее 2% (в 2018 году - 26 субъектов РФ).
Одновременно с этим следует отметить, что законодательство о государственной кадастровой оценке, равно как и налоговое законодательство, устанавливают принципы экономической обоснованности (статья 4 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке") и экономического основания, а также необходимость учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Увеличение налоговой нагрузки также создает предпосылки к прекращению деятельности организаций, включая субъекты МСП.
В результате, вместо эффективного формирования доходной части бюджета, сокращается налогооблагаемая база, затрачиваются значительные средства бюджетной системы на социальную поддержку увеличивающегося числа безработных.
Таким образом, все цели, которые ставят перед собой организации, переходя на применение специальных налоговых режимов, направленных на оказание поддержки представителям малого бизнеса, теряют свою актуальность.
Указанные факторы создают препятствия к достижению целей, поставленных Президентом РФ в Указе от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" по обеспечению устойчивого роста реальных доходов граждан и увеличению численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
В целях снижения налоговой нагрузки и оказания мер государственной поддержки организациям, применяющим специальные налоговые режимы, законопроектом предусматривается установление предельного уровня налоговой ставки по налогу на имущество организаций, базой для исчисления которого является кадастровая стоимость имущества, на период 2020-2022 годов в размере 0,5% (вместо 2%).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 380 и 406 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 380 и 406 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
При этом выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации будут компенсированы дополнительными налоговыми поступлениями, обусловленными ростом числа субъектов налогообложения.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона "О внесении изменений в статьи 380 и 406 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 380 и 406 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.