Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 758964-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Действующей редакцией Земельного кодекса предусмотрена возможность проведения аукционов на право заключения договора купли продажи или аренды земельного участка в электронной форме в порядке, предусмотренном федеральным законом.
До настоящего времени отдельный закон, регулирующий такой порядок, не принят, что не позволяет уполномоченным органам проводить процедуру аукциона на право заключения договора купли продажи или аренды земельного участка в электронной форме.
Вместе с тем, проведение указанных аукционов в электронной форме позволит снизить материальные и временные издержки уполномоченных органов, а также сделать процедуру торгов более прозрачной и конкурентной.
Законопроектом предлагается осуществлять проведение аукционов на право заключения договора купли продажи или аренды земельного участка в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите конкуренции" для сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, дополнив указанный федеральный закон общими положениями о порядке проведения торгов в электронной форме. При этом в Земельном кодексе сохраняется регулирование особенностей проведения аукционов на право заключения договора купли продажи или аренды земельного участка, связанных с подготовкой к проведению указанных аукционов (формирование земельных участков, определение начальной цены предмета договора), порядок ведения реестра недобросовестных участников аукционов и включения в него сведений.
Законопроектом предлагается установить в Федеральном законе "О защите конкуренции" общую часть порядка проведения электронных торгов (конкурсов и аукционов), которая единообразно будет применяться для проведения торгов на право аренды государственного и муниципального имущества, право заключения договора купли продажи или аренды земельного участка. В частности, общей частью процедуры торгов предусмотрено, что подача заявок для участия в аукционе осуществляется в электронной форме, установлены общие требования к участникам торгов, основания для отклонения заявок участников торгов. Отдельные процедуры осуществления торгов предлагается урегулировать актом Правительства Российской Федерации, что позволит избежать избыточного законодательного регулирования, а также позволит более оперативно уточнять особенности осуществления торгов при необходимости.
В целях обеспечения публичного доступа к проведению электронных аукционов, безопасности проведения таких аукционов, а также исключения возможности злоупотреблений при их проведении электронные аукционы по продаже или сдаче в аренду земельных участков предлагается проводить на электронных площадках, перечень которых утверждён Правительством Российской Федерации для осуществления государственных и муниципальных закупок.
Также законопроект наделяет уполномоченный орган полномочием по отмене объявленного аукциона по предоставлению земельного участка до его окончания. Данный механизм позволит при возникновении необходимости распорядиться земельным участком иным образом, нежели это предусмотрено при проведении аукциона. В целях защиты прав и интересов граждан и юридических лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении земельных участков, уполномоченный орган вправе самостоятельно принять решение об отмене проведения аукциона только в случае, если такой аукцион объявлен по инициативе уполномоченного органа (не на основании заявления гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка). В целях предотвращения нарушения прав заявителей отмена проведения аукциона по инициативе уполномоченного органа возможна не позднее, чем за три рабочих, дня до истечения срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Действующей редакцией Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право уполномоченного органа предложить заключить договор участнику, сделавшему второе по цене предложение в случае, если победитель аукциона уклонился от подписания договора. При этом уполномоченный орган предлагает заключить договор по цене, предложенной победителем аукциона, а не по цене, предложенной таким участником. Вместе с тем, предложение участнику аукциона заключить договор по цене, отличной от цены, предложенной таким участником в ходе торгов за право заключения договора, противоречит принципу состязательности участников аукциона и не находит своего применения в иных отраслях законодательства, где проведение торгов для заключения соответствующего договора с органом власти является обязательным. Например, в законодательстве о контрактной системе, лесном и водном законодательстве при уклонении победителя процедуры торгов от заключения договора участник, чьё предложение является следующим по применяемому ранжированию, вправе заключить договор по цене, предложенной таким участником в процессе торгов. Учитывая изложенное, аналогичное правило предлагается использовать при проведении аукционов в отношении земельных участков.
Действующей редакцией Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что аукцион не проводится в электронной форме в случаях, если земельный участок предоставляется гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности либо предназначен для сельскохозяйственного производства. В целях привлечения более широкого круга участников, повышения прозрачности и объективности выбора лиц, с которым заключается договор, законопроектом предлагается осуществлять предоставление земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, путём проведения электронного аукциона.
Также законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", исключающие пункт о проведении аукционов по продаже и сдаче в аренду земельных участков в электронной форме только после принятия соответствующего федерального закона.
В целях обеспечения перехода к проведению аукционов в электронной форме устанавливается отложенная норма вступления принятого федерального закона в силу и порядок проведения аукционов, объявленных на момент вступления проекта федерального закона в силу.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечёт дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.