Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 759112-7 "О внесении изменения в статью 13.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на обеспечение исполнения законодательства об архивном деле в части сохранности и использования архивных документов в интересах граждан, общества и государства.
Анализ практики правоприменения показывает, что установленная статьей 13.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административная ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов несоизмерима с последствиями утраты архивных документов как для граждан, так и государства в целом и не обеспечивает ответственное исполнение установленных законодательством обязанностей руководителей юридических лиц и должностных лиц по сохранению и использованию архивных документов, а ответственность юридических лиц, при наличии установленной обязанности, вовсе отсутствует.
Статьей 17 Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) установлена обязанность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по обеспечению сохранности архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения. Статьей 23 Федерального закона N 125-ФЗ установлена обязанность органов и организаций по обеспечению отбора и передачи в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы находящихся в их владении архивных документов.
Также установлено, что при ликвидации органов и организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии передаются на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
Однако на практике требования законодательства в части соблюдения правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, в том числе сохранности документов по личному составу, практически не исполняются, что подтверждается статистическими данными. Например, в Республике Татарстан количество отрицательных запросов по причине несдачи документов на хранение в Государственный архив Республики Татарстан составило в 2016 году - 9 491, в 2017 году-10 192, в 2018 году-8 292.
В списке Государственного архива Республики Татарстан по состоянию на август 2018 года состоит 1 061 организация, местонахождение документов которых неизвестно, однако документы этих организаций востребованы гражданами.
Кроме того, на системной основе выявляются факты бесконтрольного уничтожения документов, "брошенные" архивы, информация о которых поступает от сторонних организаций.
В указанных обстоятельствах происходит утрата документов Архивного фонда Российской Федерации, в том числе ценных документов по личному составу.
Вместе с тем потребность обеспечения сохранности документов обусловлена их юридической значимостью для исполнения архивными учреждениями социально-правовых запросов в целях обеспечения прав граждан и организаций.
Распространены нарушение нормативных сроков описания документов постоянного хранения и по личному составу, ненадлежащее ведение основных учетных документов, нарушение нормативных условий хранения документов: отсутствие специального оборудования для хранения документов (металлических архивных стеллажей, архивных коробок), охранной и пожарной сигнализации, несоблюдение нормативных условий хранения документов (температурно-влажного, светового режима, непроведение санитарно-гигиенических мероприятий) и др.
Санкция статьи 13.20 КоАП РФ за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов предусматривает административный штраф для граждан в размере от ста до трехсот рублей; для должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей. Последняя корректировка указанной статьи произведена в 2009 году при переходе со штрафов, кратных величине минимального размера оплаты труда, на конкретный, установленный в рублях, размер.
Издержки на составление протоколов об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.20 КоАП РФ, оформление документации и направление ее в судебные органы (по данным Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу, в среднем 769 рублей на человеко-час, бумажные и почтовые расходы - 70 рублей, оплата проезда - 100 рублей, итого - 939 рублей) значительно превышают установленный размер административного штрафа. В связи с несоразмерностью материальных затрат и трудозатрат с размером налагаемого штрафа протоколы на практике не оформляются, что подтверждается практикой в регионах Приволжского федерального округа. Например, в Нижегородской области за период с 2016 по 2018 год по результатам плановых проверок составлено всего 20 протоколов по статье 13.20 КоАП РФ. В республиках Башкортостан и Удмуртия, как и в Татарстане, по итогам плановых проверок в основном выдается предписание об устранении нарушения и составляется акт проверки.
В связи с изложенным законопроектом предусматривается увеличить штрафные санкции за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов для граждан до размера от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - до размера от трех тысяч до пяти тысяч рублей, а также установить штрафы для юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 13.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 13.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 13.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 13.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.