Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 754049-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок" (далее - законопроект) направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования с целью снижения уровня аварийности и травматизма при эксплуатации объектов электроэнергетики и теплоснабжения.
Разработка законопроекта предусмотрена планом мероприятий по подготовке федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, необходимых для отмены избыточных и (или) дублирующих процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения и исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2017 г. N 1954-р.
Согласно действующей редакции Федерального закона "Об электроэнергетике" к энергопринимающим устройствам отнесены только функционирующие "совместно с другими объектами электроэнергетики в составе электроэнергетической системы", при этом определение "электроэнергетической системы" предполагает обязательное ее функционирование "в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления".
Таким образом, к энергопринимающим устройствам не отнесено значительное количество энергопринимающих устройств, технологически присоединенных к изолированным энергосистемам, а также энергопринимающие устройства, класс напряжения которых составляет менее 110 кВт.
В связи с тем, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, процедура технологического присоединения включает в себя получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя к электрическим сетям, имеется необходимость законодательно закрепить полномочия государственных органов власти по определению порядка выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.
Необходимость процедуры по выдаче разрешений на допуск к эксплуатации электроустановок определена также в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 1504.
Вместе с тем Федеральным законом "Об электроэнергетике" не установлены полномочия органа федерального государственного энергетического надзора по выдаче разрешения на допуск к эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. Не определен орган, уполномоченный на установление требований к порядку выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих установок и объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.
Данная ситуация негативным образом влияет на нормативно-правовое обеспечение вопросов осуществления технологического присоединения энергопринимающих установок, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, и не позволяет принять меры по их гармонизации.
Законопроект предполагает устранение вышеперечисленных коллизий, а также установление основных положений в части осуществления выдачи разрешения на допуск к эксплуатации.
Функция по выдаче разрешения на допуск к эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок также не определена Федеральным законом "О теплоснабжении".
Вместе с тем выдача разрешений на допуск к эксплуатации энергоустановок предусматривается пунктом 36 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808, и пунктом 49 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N 787.
Законопроектом определяется, что выдача разрешения на допуск к эксплуатации осуществляется без взимания платы.
Круг лиц и категории энергоустановок, для которых действующими нормативными правовыми актами устанавливается обязанность получения разрешения на ввод в эксплуатацию уполномоченного органа, подпадающих под регулирование законопроекта, с его принятием не расширится.
Предусмотрен особый порядок вступления в силу законопроекта по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования. Данный порядок обусловлен необходимостью подготовки подзаконных актов, определяющих порядок реализации положений законопроекта, а также для адаптации электросетевых организаций к условиям, связанным с изменениями норм, устанавливаемых законопроектом в части требований к выдаче разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих установок и объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.
Законопроектом требования в области технического регулирования не устанавливаются.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения не связаны с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияют на достижение их целей.
Проект федерального закона соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие указанных изменений не потребует роста расходных обязательств федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок" не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней. Осуществление предусмотренных проектом федерального закона полномочий федеральных органов исполнительной власти предполагается в пределах их утвержденной штатной численности.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения не связаны с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияют на достижение их целей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок" потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
1. Наименование акта:
постановление Правительства Российской Федерации, определяющее порядок выдачи разрешения (временного разрешения) на допуск к эксплуатации, форму заявления о выдаче разрешения на допуск к эксплуатации, перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче такого разрешения, форму акта осмотра и форму разрешения на допуск к эксплуатации, порядок представления документов в электронной форме, а также категории объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, для которых требуется получение разрешения на допуск к эксплуатации.
Обоснование разработки изменений:
законопроектом предусмотрено, что порядок выдачи разрешения (временного разрешения) на допуск к эксплуатации, в том числе форма заявления о выдаче разрешения, перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче такого разрешения, форма разрешения, основания для отказа в выдаче разрешения, порядок проведения осмотра и оформления его результатов (форма акта) определяются Правительством Российской Федерации.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
Ростехнадзор, Минэнерго России, Минстрой России.
Сроки разработки нормативного правового акта:
90 дней со дня опубликования Федерального закона.
2. Наименование акта:
постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", а также в постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в части приведения во взаимное соответствие наименования государственной услуги по выдаче разрешения на допуск к эксплуатации.
Обоснование разработки изменений:
законопроектом предусматривается, что подключение (технологическое присоединение) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, после получения разрешения (временного разрешения) уполномоченного федерального органа исполнительной власти на допуск к эксплуатации указанных объектов, выдаваемого в порядке и случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
Ростехнадзор, Минэнерго России, Минстрой России.
Сроки разработки нормативного правового акта:
90 дней со дня опубликования Федерального закона.
3. Наименование акта:
приказ Ростехнадзора, утверждающий административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих установок, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Обоснование:
исходя из норм законопроекта о порядке выдачи разрешения (временного разрешения) на допуск к эксплуатации.
Состав исполнителей по разработке проекта акта:
Ростехнадзор.
Сроки разработки проекта акта:
90 дней со дня опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.