Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 754054-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Досье на проект федерального закона
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон) определен круг лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного. При этом в указанной статье безусловное право на получение страховых выплат имеют несовершеннолетние дети умершего застрахованного, иждивенство которых предполагается и не требует доказательств. Вместе с тем пунктом 6 статьи 15 Федерального закона определено, что в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата производится равными долями супруге (супругу) умершего (умершей), а также иным лицам, указанным в пункте 2 статьи 7 Федерального закона, имевшим на день смерти застрахованного право на получение единовременной страховой выплаты.
Таким образом, при определении круга лиц, имеющих право на получение единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного, может возникнуть правовая коллизия и затруднения в правоприменительной практике. Необходимость совершенствования законодательства в указанной части отмечена в выводах Счетной палаты Российской Федерации по результатам проведенного контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год" и отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2017 год".
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - законопроект) направлен на урегулирование данного вопроса и предусматривает внесение изменений в статьи 7 и 15 Федерального закона, предусматривающих уточнение круга лиц, имеющих безусловное право на единовременную страховую выплату в случае смерти застрахованного. Наряду с несовершеннолетними детьми, супругой (супругом) застрахованного такое право предлагается предоставить его родителям. Введение данного положения позволит улучшить социальную защиту родителей, потерявших сына (дочь) в результате несчастно^ случая на производстве.
Законопроект предусматривает также изменения юридико-технического характера в части разделения правового регулирования по субъектному составу лиц, имеющих право на получение единовременной страховой выплаты в связи со смертью застрахованного и ежемесячной страховой выплаты по аналогичному основанию. При этом вносимые изменения уточняют категории данных лиц и основания для отнесения их к лицам, имеющим право на получение того или иного вида страховой выплаты в случае смерти застрахованного.
Предлагаемые законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон) может повлечь дополнительные расходы из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в связи с уточнением круга лиц, имеющих право на получение единовременной страховой выплаты в связи со смертью застрахованного.
В частности, Федеральным законом предусмотрено внесение изменений, определяющих, что наравне с несовершеннолетними детьми и супругом (супругой) застрахованного право на единовременную страховую выплату в случае его смерти имеют его родители. Таким образом, круг лиц, имеющих право на единовременную страховую выплату в связи со смертью застрахованного, расширяется.
Вместе с тем при формировании бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год учитывается среднее количество несчастных случаев со смертельным исходом. При этом за период с 2014 года ежегодно соответствующие расходы бюджета Фонда не превышают 70% от запланированного объема средств в связи с отсутствием лиц, имеющих право на единовременную страховую выплату.
По данным Фонда, за период с 2014 по 2017 год зарегистрировано 7597 несчастных случаев со смертельным исходом, из них только по 5016 случаям территориальными органами Фонда были произведены единовременные страховые выплаты, что составило 66% от общего количества несчастных случаев. По 2581 случаю (34%) такие выплаты не были назначены по следующим причинам: в 774 случаях (30%) отсутствовали лица, имеющие право на получение единовременной страховой выплаты, а в 1807 случаях (70%) у погибших застрахованных имелись родители, которые на момент смерти .застрахованного не имели право на получение единовременной страховой выплаты. Практика работы территориальных органов Фонда показывает, что около 60% родителей, не имевших права на момент смерти застрахованного на получение единовременной страховой выплаты, впоследствии подтверждают указанное право в судебном порядке.
С учетом изложенного, а также данных о страховых выплатах за 2017 год число единовременных выплат по страховым случаям со смертельным исходом может возрасти примерно на 400 выплат, что увеличит планируемые расходы на 4Q0 млн. рублей.
Таким образом, в случае принятия Федерального закона планируемый объем расходов на единовременные страховые выплаты по страховым случаям со смертельным исходом составит 90%. В общей сумме расходов Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний планируемые расходы составляют 0,4% и будут осуществлены в пределах средств, предусмотренных бюджетом Фонда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Q внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.