Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 755304-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику" (далее - законопроект) предусматривается наделение государственного инспектора труда полномочием по принятию мер по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации право работника на своевременную и полную выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы обеспечено государственной гарантией, в том числе реализуемой посредством государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Подобная защита трудовых прав работников соответствует положениям Конвенции Международной организации труда N 95 относительно защиты заработной платы 1949 года, предусматривающим приоритетный порядок охраны заработной платы работника.
Вместе с тем в целях обеспечения дополнительных гарантий по восстановлению нарушенных трудовых прав работников, в том числе понуждения работодателя к их восстановлению, законопроектом предлагается наделить государственного инспектора труда полномочием принимать меры по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате выявленной в ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, задолженности по начисленным, но не выплаченным работнику заработной платы и (или) другим выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений.
Реализация данного полномочия возможна только в случае неисполнения работодателем в срок ранее выданного в отношении его государственным инспектором труда предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
Решение государственного инспектора труда по указанному вопросу оформляется в виде исполнительного документа в соответствии с требованиями Федерального закона "Об исполнительном производстве" и направляется в установленном порядке для исполнения в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.
С учетом особенностей деятельности кредитных организаций взыскание денежных средств в виде заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, начисленных, но не выплаченных лицам, занимающим должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка, руководителя, его заместителей и главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров (наблюдательного совета) банка, контролирующим банк лицам (определяемым в соответствии с законодательством о банкротстве), в предлагаемом законопроектом порядке осуществляться не будет.
Предусмотренные законопроектом изменения учитывают практику правоприменения норм трудового законодательства в части реализации работниками права на обращение в государственную инспекцию труда в целях защиты своих трудовых прав и развивают механизмы такой защиты, а также создают дополнительные к судебным процедурам возможности для погашения перед работниками долгов по заработной плате и (или) другим выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений.
Совершенствование полномочий государственных инспекторов труда не повлечет за собой дублирования полномочий судебных органов. При этом исключаются условия для двойного исполнения требований работника по выплате заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, ввиду наличия у работодателя права подать возражения относительно исполнения судебного приказа, а равно обжаловать решение государственного инспектора труда.
Законопроект не затрагивает сфер реализации государственных программ Российской Федерации и не оказывает влияния на достижение их целей.
Законопроект не затрагивает отношений, связанных с реализацией Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику" не потребует дополнительных финансовых затрат за счет федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику" потребует внесения изменений в Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875.
Необходимость внесения изменений обусловлена наделением государственного инспектора труда полномочием по принятию мер по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, предусмотренным абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 и абзацем третьим пункта 2 законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Роструд.
Примерный срок принятия - в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. N 354н.
Внесение изменений необходимо для установления сроков и последовательности выполнения административных процедур при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в части полномочия государственного инспектора труда по принятию мер по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, предусмотренного абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 и абзацем третьим пункта 2 законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Роструд.
Примерный срок принятия - в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.