Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 762538-7 "О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 11 апреля 2018 г. NПр-619 Министерством юстиции Российской Федерации разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), устанавливающий право осужденного на перевод в исправительное учреждение, расположенное вблизи места жительства осужденного или его близких родственников. Кроме того, законопроектом предлагается установить возможность направления осужденного в исправительное учреждение, расположенное в субъекте Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников.
В соответствии с положениями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р (далее - Концепция), в рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики, сохранения социально полезных связей осужденных предусмотрены в том числе реализация мер, направленных на доступность мест отбывания наказания для родственников осужденных, а также выработка алгоритма направления и перевода осужденных к лишению свободы с учетом состояния здоровья и других обстоятельств в исправительные учреждения, расположенные по месту жительства осужденного на момент совершения преступления.
В настоящее время в соответствии с положениями статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
В целях реализации данного указания Президента Российской Федерации и положений Концепции законопроектом предлагается установить, что по письменному заявлению осужденного либо по заявлению одного из близких родственников осужденного с его согласия, по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы, при наличии возможности его размещения, осужденный может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное в субъекте Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо, при невозможности размещения в исправительном учреждении указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого наиболее близкого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для размещения осужденного.
В соответствии с положениями статьи 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.
Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Таким образом, осужденные, направленные для отбывания наказания в другой субъект Российской Федерации из-за отсутствия мест в субъекте Российской Федерации, в котором они проживали и (или) были осуждены, не могут воспользоваться правом отбывать наказание в исправительном учреждении, расположенном в субъекте Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в статью 81 УИК РФ и установить, что по письменному заявлению осужденного либо по письменному заявлению одного из близких родственников осужденного с его согласия, направленного для отбывания наказания в порядке, установленном частями первой, второй или третьей статьи 73 УИК РФ, по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы, при наличии возможности его размещения, осужденный может быть один раз в период отбывания наказания переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное в субъекте Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо, при невозможности размещения в исправительном учреждении указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого наиболее близкого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Законопроектом предусмотрено вступление его в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования в связи с необходимостью разработки нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений в приказ Минюста России от 26 января 2018 г. N 17 "Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое".
По информации ФСИН России, в 2017 году учреждениями и территориальными органами уголовно-исполнительной системы было рассмотрено 4 900 обращений осужденных о переводе их в другие исправительные учреждения (в 2016 году - 5 262 обращения, в 2015 году - 6 178 обращений), из них удовлетворено 388 обращений (в 2016 году - 360, в 2015 году - 378).
В среднем одна перевозка осужденного железнодорожным транспортом составляет 900 рублей, авиационным транспортом - 37 000 рублей.
Учитывая, что законопроектом устанавливается возможность перевода осужденных, решение о котором будет принимать ФСИН России, реализация законопроекта возможна за счет перераспределения средств ФСИН России без выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" потребует внесение изменений в приказ Минюста России от 26 января 2018 г. N 17 "Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое".
Исполнители - Минюст России, ФСИН России.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.