Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 761750-7 "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект) предлагаются меры по защите важного жилищного права граждан вносить плату за потребленные коммунальные услуги по показаниям приборов учета, установленного частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Только при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормативы потребления коммунальных услуг зачастую установлены завышенными, их применение не стимулирует сбережение коммунальных ресурсов при индивидуальном потреблении.
В правоприменительной практике имеет место большое число случаев, когда исполнители коммунальных услуг отказываются под различными предлогами от использования в расчетах за коммунальные услуги показаний индивидуальных приборов учета.
В частности, массовый характер приобрели претензии ресурсоснабжающих организаций, как исполнителей коммунальных услуг при прямых договорах с собственниками помещений в многоквартирных домах к пломбам заводов-изготовителей приборов учета. Речь идет о случаях, когда индивидуальные приборы учета ранее были установлены, введены в эксплуатацию и опломбированы ресурсоснабжающей организацией, проработали несколько лет, после чего при проведении очередной поверки специалисты ресурсоснабжающих организаций составляют и утверждают акты о якобы "нечитаемости" пломбы завода-изготовителя. При этом пломбы на приборах учета, установленные самими исполнителями коммунальных услуг, полностью исправны и подтверждают отсутствие вмешательства потребителей в работу индивидуальных приборов учета, а у потребителей нет доступа к пломбам заводов изготовителей, так как они перекрывается пломбами ресурсоснабжающих организаций. В результате потребителям коммунальных услуг выставляют крупные штрафные счета, угрожая при их неоплате отключениями от предоставления соответствующих коммунальных услуг.
К другой категории случаев отказа исполнителей коммунальных услуг от использования в расчетах за коммунальные услуги показаний индивидуальных приборов учета являются ситуации, когда потребители формально пропустили межповерочные сроки индивидуальных приборов учета. Учитывая, что срок эксплуатации прибора учета составляет 5-6 лет, а ресурсоснабжающие организации не несут обязанности напоминать потребителям о наступлении срока поверки, и обычные граждане, и юридические лица часто пропускают сроки поверки. В этом случае в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, после трехмесячного периода оплаты по среднемесячным показаниям исполнитель переходит к начислению платы за коммунальные услуги по нормативам потребления.
Однако, если в результате проведенной с опозданием установленного срока поверки установлено, что индивидуальный прибор учета полностью исправен, Правила предоставления коммунальных услуг исключают возможность проведения перерасчета стоимости коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета. В результате потребитель должен оплатить не фактически потребленный объем коммунальных ресурсов, а тот, который был определен по нормативам потребления коммунальных услуг. Это противоречит положениям и статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые предписывают обязательное использование приборов учета для оплаты коммунальных услуг.
В целях исключения в правоприменительной практике указанных случаев, стимулирования ресурсосбережения и для защиты прав и интересов потребителей коммунальных услуг Законопроектом предлагается внести в первое предложение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение, устанавливающее, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям исправных, опломбированных изготовителем и (или) исполнителем коммунальных услуг (лицом, с которым собственником помещения в многоквартирном доме, собственником жилого дома заключен договор о предоставлении коммунальных услуг) приборов учета. Данное общее изменение устанавливает обязательность использования для оплаты коммунальных услуг показаний исправных приборов учета и устанавливает приоритет опломбирования приборов учета исполнителем коммунальных услуг над опломбированием изготовителем таких приборов учета.
Кроме этого, Законопроектом предлагается дополнить часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации вторым и третьим предложениями, согласно которым при расчете платы за коммунальные услуги, потребленные в жилых помещениях, оснащенных приборами учета используемых воды, газа, тепловой и электрической энергии, используются приборы учета, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку, или исправность которых установлена по прошествии срока очередной поверки, а также в случае опломбирования прибора учета исполнителем коммунальной услуги или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, опломбирование прибора учета заводом-изготовителем не требуется.
Таким образом, Законопроект направлен на усиление защиты прав граждан при оплате коммунальных услуг, направлен на обеспечение баланса интересов и конституционных прав потребителей и исполнителей коммунальных услуг, создает важные условия развития ресурсосбережения.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений в действующие федеральные законы, признания актов федерального законодательства утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.