Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 763262-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Досье на проект федерального закона
Рассматриваемым законопроектом предлагается установить отдельную норму санитарной площади в камере на ребенка, находящегося вместе с матерью, которая задержана по подозрению в совершении преступления либо в отношении которой избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Законопроектом предлагается установить норму санитарной площади в размере не менее 4 квадратных метров на каждого ребенка. В настоящий момент статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-Ф3 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон) устанавливает норму санитарной площади только для подозреваемых и обвиняемых. Дети, находящиеся в местах содержания под стражей вместе с матерью, к данной категории лиц не относятся, следовательно, дополнительная санитарная площадь в камере на детей не предоставляется, что значительно ухудшает условия нахождения женщин с детьми в местах содержания под стражей.
В связи с изложенным, предлагаются соответствующие изменения в часть пятую статьи 23, часть первую статьи 30 Федерального закона.
Указанные изменения соответствуют требованиям к проектированию и строительству следственных изоляторов, изложенным в Своде правил "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (СП 247.1325800.2016), утвержденному и веденному в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 года N 245-пр.
Кроме того, законопроектом устанавливается, что беременные женщины и женщины, имеющие при себе малолетних детей, должны содержаться отдельно от остальных женщин. В настоящее время схожие положения отражены в пункте 22 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы". Однако на практике, как подтверждают Уполномоченные по правам ребенка в субъектах, эта норма нередко нарушается, особенно в отношении беременных женщин. Соответствующие изменения вносятся в статью 33 Федерального закона.
Данный законопроект разработан в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июля 2017 года, принятого по итогам выступления Министра юстиции Российской Федерации, а также в соответствии в Рекомендациями по итогам проведения в Совете Федерации круглого стола на тему: "Гуманизация условий содержания под стражей, в том числе женщин, отбывающих наказание вместе с детьми". Законопроект получил предварительную положительную оценку Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Уполномоченных по правам ребенка в Псковской области и Санкт-Петербурга, Центра содействия реформе уголовного правосудия.
По данным Уполномоченных по правам ребенка в Забайкальском крае, Ивановской области, Камчатского края, Республики Коми, Республике Марий Эл, Орловской области, Пензенской области, Свердловской области, в СИЗО на 31.12.2017 года содержалось по всем перечисленным регионам 48 беременных женщин, количество беременных женщин в одном регионе от 2 до 23, и 11 женщин с детьми до 3-х лет по всем перечисленным регионам, с количеством таких женщин в одном регионе от 1 до 4.
Принятие законопроекта будет способствовать улучшению условий содержания женщин с детьми и беременное женщин в местах содержания под стражей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие данного Федерального закона не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие указанного Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.