Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 761463-7 "О внесении изменения в статьи 8 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях"
(в части снижения возраста выхода на страховую пенсию для лиц, работающих и проживающих в Дальневосточном федеральном округе)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статьи 8 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" разработан в целях снижения возраста назначения страховой пенсии по старости лицам, работающим и проживающим в Дальневосточном федеральном округе.
При этом предлагается сохранить порядок назначения страховой пенсии по старости, действующий до 1 января 2019 года для жителей Дальнего Востока. Так для дальневосточников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предлагается при наличии необходимого стажа установить возраст выхода на пенсию по старости для мужчин в 55 лет, для женщин - в 50 лет. Для остальных жителей Дальневосточного федерального округа при наличии необходимого стажа установить возраст выхода на пенсию по старости для мужчин в 60 лет, для женщин - в 55 лет.
Возрастание значимости дальневосточных регионов страны, связанное с реализацией мер по опережающему развитию приоритетных территорий, создает потребность в привлечении трудоспособных квалифицированных кадров и капитализации трудовых ресурсов. При этом именно с Дальнего Востока происходит интенсивный миграционный отток населения, и более быстрыми темпами выезжает работоспособное население, в первую очередь, молодежь.
Основным обоснованием Правительства Российской Федерации повышения пенсионного возраста являются статистические данные об увеличении продолжительности жизни граждан России (ожидаемая продолжительность жизни при рождении, по данным Росстата за 2016 год, составляет 68,6 лет, в том числе мужчин 63,5). Продолжительность жизни дальневосточников существенно отличается от среднероссийских показателей, так показатель в Еврейской автономной области составляет соответственно 65,8 и 59,98 лет, Чукотском автономном округе - 64,4 и 59,7 лет.
При принятии федерального закона о пенсионной реформе Правительство Российской Федерации обосновало повышение пенсионного возраста и тем, что наблюдается растущий дефицит на рынке труда. Уровень занятости населения в среднем по Российской Федерации, по данным Росстата в марте - мае 2018 года составлял 59,7%, уровень безработицы 4,9%.
Уровень занятости и уровень безработицы по регионам составляет соответственно:
Якутия - 63,1 и 6,7 процентов;
Магаданская область - 68,0 и 5,3 процента;
Чукотка - 74,7 и 4,3 процента.
При этом если уровень зарегистрированной безработицы в 2018 году в среднем по России составляет 1,0 процент, то в Амурской области 2,4%, Якутии - 2,0 процента.
Таким образом, уровень занятость населения во многих дальневосточных регионах превышает среднероссийские показатели, при этом уровень безработицы также превышает показатели в среднем по России.
На Дальнем Востоке доля населения с доходами ниже прожиточного минимума достаточно высока. Уровень реальной зарплаты дальневосточников ниже среднероссийского. При этом прожиточный минимум пенсионеров, проживающих на Дальнем Востоке, выше среднероссийского уровня, а покупательная способность значительно ниже: на Чукотке и Камчатке - на 20 процентов, в Якутии - на 17. Продолжительность жизни дальневосточников также ниже, чем в среднем по России. Зато показатели смертности значительно превышают среднероссийские. Смертность населения в трудоспособном возрасте во всех дальневосточных регионах выше. На Сахалине, Чукотке и в Еврейской автономной области больше чем в полтора раза среднероссийских показателей.
Принятие данного законопроекта позволит привлечь трудоспособное население в Дальневосточные регионы, снизить миграционный отток.
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статьи 8 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в части снижения возраста выхода на страховую пенсию для лиц, работающих и проживающих в Дальневосточном федеральном округе) потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета (Пенсионного фонда Российской Федерации), которые необходимо будет предусмотреть при разработке параметров федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Дополнительные расходы федерального бюджета ежегодно составят (исходя из прогнозной численности граждан и прогнозного среднего размера страховой пенсии) 16 200,0 млн. рублей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статьи 8 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в части снижения возраста выхода на страховую пенсию для лиц, работающих и проживающих в Дальневосточном федеральном округе)
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статьи 8 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в части снижения возраста выхода на страховую пенсию для лиц, работающих и проживающих в Дальневосточном федеральном округе) потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета (Пенсионного фонда Российской Федерации), которые необходимо будет предусмотреть при разработке параметров федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
По представленной информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2017 года численность получателей страховой пенсии, проживающих в Дальневосточном федеральном округе, составляет 1 961 225 человек, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 762 524 человека.
Страховая пенсия по старости в соответствии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" назначена в 2017 году 82,4 тысячам человек. При этом страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" была назначена в 2017 году 20 835 мужчинам и женщинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях. Также необходимо отметить, что в 2017 году численность граждан, которым была назначена страховая пенсия и для которых не увеличен возраст выхода на пенсию в соответствии с "пенсионной реформой" составляет:
Женщины, родившие двух и более детей - 1 001 человек;
Граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности - 6 478 человек.
Средний размер страховой пенсии дальневосточников составил 15 345,43 рубля. По прогнозным данным средний размер страховой пенсии составит в указанных регионах в 2020 году 17 954 рубля.
Ориентировочно численность граждан, работающих и проживающих в Дальневосточном федеральном округе, имеющих право на досрочную страховую пенсию ежегодно составит 75,0 тысяч человек.
Дополнительные расходы федерального бюджета ежегодно составят (исходя из прогнозной численности граждан и прогнозного среднего размера страховой пенсии) 16 200,0 млн. рублей.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статьи 8 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в части снижения возраста выхода на страховую пенсию для лиц, работающих и проживающих в Дальневосточном федеральном округе)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статьи 8 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в части снижения возраста выхода на страховую пенсию для лиц, работающих и проживающих в Дальневосточном федеральном округе) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.