Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 759960-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет"
Досье на проект федерального закона
Социально-значимый пакет общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, является основой для формирования единого информационного пространства, охватывающего всю территорию Российской Федерации.
В отношении этих телеканалов при распространении посредством эфирного, кабельного и спутникового вещания со стороны государства гарантируется:
доступность таких телеканалов для всего населения Российской Федерации;
неизменность содержания телеканалов независимо от способа распространения;
выполнение общественно-значимых задач, в том числе связанных с защитой от информационных угроз.
Современное информационное пространство недопустимо рассматривать в отрыве от информационно-коммуникационных сетей.
На текущий момент высокими темпами растет ТВ-смотрение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". На рынке представлено большое число сервисов, позволяющих пользователям смотреть телеканалы первого и второго мультиплекса через мобильные приложения, платформы Smart TV, сайты в сети "Интернет".
Тенденция цифровизации медиарынка обуславливает необходимость обеспечения единства информационного пространства и в цифровой Интернет-среде. Однако, ключевой проблемой в данной сфере выступает отсутствие эффективных механизмов контроля вещателей над содержанием телеканалов, распространяемых в сети "Интернет".
Эта проблема обусловлена, с одной стороны, несанкционированной вещателями трансляцией обязательных общедоступных телеканалов в сети "Интернет" операторами связи, с другой стороны, пиратским распространением телеканалов в сети "Интернет" владельцами информационных ресурсов.
Настоящий законопроект предлагает решить данную проблему для обязательных общедоступных телеканалов путем формирования единой системы легального распространения таких телеканалов в сети "Интернет". Единую систему предлагается сформировать в результате определения Федеральной службой по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи уполномоченной организации, выступающей источником доступа к легальному стриминговому вещанию обязательных общедоступных телеканалов в сети "Интернет". Вещатели, взаимодействуя с уполномоченной организацией, смогут контролировать процесс распространения телеканалов в сети "Интернет", препятствовать незаконному (несанкционированному) изменению видеоконтента со стороны третьих лиц.
Кроме того, в целях обеспечения единства информационного пространства требует законодательного закрепления принцип соответствия телеканалов, распространяемых в сети "Интернет", сетке вещания таких телеканалов, за исключением продукции телеканала, в отношении которой у вещателя отсутствуют необходимые права на ее распространение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет".
Настоящий законопроект предусматривает закрепление в Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" унифицированных условий распространения телеканалов первого и второго мультиплексов, согласно которым:
а) телеканалы распространяются в неизменном виде, определенном вещателями;
б) доступ к телеканалу в целях его распространения в сети "Интернет" осуществляется на основании договора с уполномоченной Роскомнадзором организацией, действующей с использованием программного обеспечения (программы для ЭВМ), обеспечивающего доступ к легальному цифровому контенту.
При этом, предполагается, что за вещателями сохранится право определять условия распространения телеканалов, включая размер лицензионных платежей, на основании договора.
Законопроектом устанавливаются следующие требования к уполномоченной организации:
- она должна иметь договоры с вещателями не менее чем двух третей телеканалов первого и второго мультиплекса;
- ей должно принадлежать право использования программного обеспечения в объеме, необходимом для реализации возложенных на нее полномочий;
- она должна соблюдать ограничения по участию и контролю со стороны иностранного капитала.
Уполномоченная организация обязана создать и вести в сети "Интернет" сайт, обеспечивающий доступ к телеканалам российским пользователями сети "Интернет", а вещатели телеканалов первого и второго мультиплекса обязаны обеспечить их распространение на таком сайте.
Законопроект предусматривает введение ответственности на владельцев информационных ресурсов в сети "Интернет" в случае нарушения ими условий распространения телеканалов в форме ограничения доступа к их информационному ресурсу на основании решения суда.
Создание единой системы легального распространения телеканалов первого и второго мультиплекса в сети "Интернет" позволит реализовать систему технических мер, направленных на защиту авторских и смежных прав на распространяемые в сети "Интернет" телеканалы и аудиовизуальные произведения, входящие в их состав.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет" не повлечет дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет" потребует внесения изменений в Кодекс об административном судопроизводстве Российской Федерации, связанных с особенностями административного судопроизводства по делам об ограничении доступа к информационному ресурсу, используемому для распространения в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет", общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, с нарушением установленных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.