Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
на проект федерального закона N 648675-7 "О внесении изменений в статьи 22, 24 и 31 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации"
(в части процедуры проведения общего собрания членов кооператива),
внесенный депутатами Государственной Думы Е.Б. Шулеповым, В.Б. Кидяевым, А.К. Исаевым, В.И. Афонским, И.Б. Дивинским, В.А. Казаковым, С.В. Максимовой и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 648675-7 "О внесении изменений в статьи 22, 24 и 31 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" (в части процедуры проведения общего собрания членов кооператива), внесенный депутатами Государственной Думы Е.Б. Шулеповым, В.Б. Кидяевым, А.К. Исаевым, В.И. Афонским, И.Б. Дивинским, В.А. Казаковым, С.В. Максимовой и др. и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 22, 24 и 31 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" разработан в целях совершенствования внутренней работы в кооперативах, путем снижения трудозатрат и финансовой нагрузки через упрощение процедур проведения общего собрания, а так же обеспечение защиты интересов кооператива, путем установления ответственности руководителя ревизионного союза за составление заведомо ложного ревизионного заключения, в дополнение к ответственности ревизионного союза.
1. В соответствии с действующей редакцией пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 08 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон), уведомление в письменной форме о созыве общего собрания членов кооператива, повестке данного собрания, месте, дате и времени его проведения вручается каждому члену кооператива и ассоциированному члену кооператива под расписку или направляется посредством почтовой связи. Уставом кооператива, число членов и ассоциированных членов которого превышает 300 человек, может предусматриваться порядок направления уведомления о созыве общего собрания членов кооператива путем публикации в периодическом печатном издании не позднее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания членов кооператива при условии, если наименование этого печатного издания определено уставом кооператива и о таком порядке все члены кооператива и ассоциированные члены кооператива извещены в письменной форме под расписку или посредством почтовой связи.
Законопроектом предлагается сократить нормативную численность членов кооператива, при котором возможно будет применять порядок уведомления членов кооператива о созыве общего собрания путем публикации в периодическом печатном издании, до 100 человек.
Как указывают авторы законопроекта, данное положение позволит минимизировать ежегодные расходы кооператива на отправку заказных почтовых отправлений.
В пояснительной записке авторы законопроекта указывают, что актуальность внесения предложенных изменений заключается в стимулировании развития исключительно сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации, мотивируя, что соответствующие кооперативы имеют небольшие объемы кредитного портфеля, располагаются на значительном отдалении друг от друга и численность работников которой ограничена 2-3 сотрудниками.
Между тем, мотивируя необходимость внесения предложенных изменений, авторы не обосновывают рациональность внесения указанных изменений по отношению к другим формам сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их союзов.
Рассматривая предлагаемые изменения, Комитет, учитывая фактор осуществления деятельности данный формы хозяйствования исключительно в сельской местности, демографию местности, отдаленность проживания членов кооператива от социальных объектов, необходимость обеспечить гарантированную защиту прав членов кооператива на участие в общем собрании и получение уведомления о его проведении, предлагает в пункте 2 статьи 22 Федерального закона предусмотреть оговорку о том, что кооперативы вправе применять и иные способы такого уведомления, которые предусмотрены уставом кооператива.
2. Так же законопроектом предлагается предоставить возможность при проведении общего собрания членов кооператива принимать решения (голосовать) без использования бюллетеней для голосования. В указанных целях предлагается в подпункте 41 пункта 9 статьи 24 Федерального закона, предусматривающей перечень документов, которые прикладываются к протоколу общего собрания членов кооператива, указать, что бюллетени для голосования прикладываются к протоколу только в случаях, "если они использовались для голосования при проведении общего собрания членов кооператива".
Как указывают авторы законопроекта в пояснительной записке в обоснование необходимости внесения указанных изменений, в случае малого количества членов кооператива, участвующих в общем собрании, члены кооператива, как правило, принимают решение об открытом голосовании путем простого поднятия рук.
Между тем, данный вид фиксации результатов голосования является, по мнению Комитета, более предпочтительным, поскольку итоги голосования подтверждаются документально и не могут быть оспорены.
Необходимо также отметить, что пунктом 2.2 статьи 24 Федерального закона установлена обязанность Счетной комиссии передавать в архив протокол об итогах голосования и бюллетени для голосования; подпунктом 7 пункта 5 статьи 39 Федерального закона установлена обязанность кооператива хранить протоколы общих собрания членов кооператива, а так же бюллетени для голосования. Аналогичный порядок проведения голосования, осуществляемый бюллетенями для голосования, предусмотрен Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" и Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Соответствующих изменений в указанные Федеральные законы авторами законопроекта не предусматривается.
3. Законопроектом предусматривается, что составление ревизионным союзом кооперативов заведомо ложного ревизионного заключения влечет за собой помимо ответственности ревизионного союза в виде приостановления его права заниматься ревизионной деятельностью или ликвидации его в судебном порядке по требованию саморегулируемой организации также лишение права для руководителя ревизионного союза заниматься ревизионной деятельностью.
Согласно пояснительной записке изменения вносятся в целях повышения ответственности руководителей ревизионных союзов за составление заведомо ложного ревизионного заключения дополнительно к ответственности ревизионного союза как организации.
Между тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона исполнительным органом ревизионного союза является исполнительный директор ревизионного союза, нанимаемый наблюдательным советом ревизионного союза на основе трудового договора. Исполнительным директором ревизионного союза может быть только лицо, имеющее квалификационный аттестат ревизора-консультанта или аудитора.
В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона подписание ревизором-консультантом заведомо ложного ревизионного заключения влечет за собой аннулирование квалификационного аттестата ревизора-консультанта на основании решения саморегулируемой организации и привлечение его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора, в случае, если подписанное им ревизионное заключение будет признано заведомо ложным, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, следует отметить, что ответственность ревизора-консультанта, равно как и руководителя ревизионного союза, за подписание заведомо ложного ревизионного заключения в виде аннулирования саморегулируемой организацией его квалификационного аттестата, а значит, лишения права заниматься ревизионной деятельностью, предусмотрена также Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Несмотря на то, что законодательством прямо не предусмотрена ответственность ревизора-консультанта за подписание заведомо ложного ревизионного заключения, указанное должностное лицо, в зависимости от наступивших для кооператива последствий, вызванных ложным ревизионным заключением, может нести уголовную ответственность (статья 202 Уголовного кодекса Российской Федерации), административную и гражданско-правовую ответственность (подпунктом 3 пункта 3 статьи 17 названного Закона предусмотрено правило об обеспечении саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов).
Учитывая изложенное, Комитет полагает, что нормы о лишение права для руководителя ревизионного союза заниматься ревизионной деятельностью нуждаются в дополнительном обсуждении.
В целом, Комитет по аграрным вопросам концептуальных замечаний не имеет.
С учетом изложенного, Комитет по аграрным вопросам поддерживает проект федерального закона N 648675-7 "О внесении изменений в статьи 22, 24 и 31 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" (в части процедуры проведения общего собрания членов кооператива) и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении, при условии его доработки ко второму чтению с учетом отмеченных замечаний.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.