Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 788449-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сервисного обслуживания вооружения и военной техники"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сервисного обслуживания вооружения и военной техники" подготовлен Минпромторгом России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2016 г. N РД-П7-4129.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса" поручено Правительству Российской Федерации обеспечить создание и внедрение системы управления полным индустриальным (жизненным) циклом вооружения и военной техники (далее - ВВТ) - от моделирования и проектирования до серийного выпуска изделий, обеспечения их эксплуатации, возможной модернизации и утилизации.
В целях обеспечения выполнения данного Указа Президента Российской Федерации и поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2016 г. N К-383 Минобороны России перешло с 2017 года на эксплуатацию авиационной техники по контрактам жизненного цикла.
С переходом на указанную контрактную модель потребовалось создание эффективной функциональной модели сервисного обслуживания.
В настоящее время сервисное обслуживание авиационной техники осуществляется в рамках государственных контрактов, заключенных между Минобороны России и интегрированными структурами (ПАО "OAK" и АО "Вертолеты России").
Вместе с тем, должная правовая и нормативная база по формированию эффективной системы сервисного обслуживания вооружения и военной техники в период их эксплуатации не сформирована.
Анализ правоприменительной практики и практический опыт выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию ВВТ показал, что создать (в рамках системы управления полным жизненным циклом (далее - УПЖЦ) эффективную модель и систему сервисного обслуживания в период ее эксплуатации без внесения системных изменений в законодательство Российской Федерации, а также документы по стандартизации оборонной продукции не представляется возможным.
Каждая стадия жизненного цикла имеет определенную цель, назначение и отличается совокупностью выполняемых работ, а также конечными результатами.
Сравнительный анализ этапов жизненного цикла "техническое обслуживание", "текущий ремонт", "средний ремонт" и "капитальный ремонт" свидетельствует о том, что сфера деятельности при сервисном обслуживании изделий ВВТ перекрывает работы по техническому обслуживанию и все виды ремонта (за исключением "капитального ремонта"). При сервисном обслуживании могут выполняться работы по гарантийному и техническому надзорам при эксплуатации ВВТ, работы по гарантийным обязательствам, а также, при необходимости, другие виды работ и услуг, предусмотренные контрактом (за исключением "капитального ремонта").
Таким образом, сервисное обслуживание изделия ВВТ это комплекс работ, направленный на поддержание и восстановление работоспособного или исправного состояния и ресурса изделий ВВТ, выполняемых специалистами сервисной организации самостоятельно или с участием личного состава эксплуатирующей организации и других исполнителей.
Кроме того, цели, политика, процедуры и технологии работ при сервисном обслуживании направлены на поддержание (экономически эффективными способами) заданного уровня технической готовности изделий ВВТ для использования по назначению. Перечень работ не ограничивается только работами по техническому обслуживанию и видами ремонта (за исключением "капитального ремонта"), а осуществляется управление рисками, поставками, условное планирование, разработка мероприятий по обеспечению качества работ и их реализация, создание и пополнение "технической аптечки" и другие.
При этом такие работы, в отличие от лицензируемых видов деятельности "техническое обслуживание" и "ремонт", должны проводиться сервисной организацией в местах дислокаций воинских частей, на войсковых полигонах и (или) на базах хранений изделий ВВТ.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 603 и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2016 г. N РД-П7-4129 Минпромторгом России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сервисного обслуживания вооружения и военной техники".
Законопроектом предлагается внести следующие изменения:
дополнить перечень продукции военного назначения, содержащийся в статье 1 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (статья 1 законопроекта), позицией "сервисное обслуживание вооружения и военной техники", поскольку к данной продукции относятся не только вооружение и военная техника, но также работы по их сервисному обслуживанию и ремонту;
в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (статья 2 законопроекта) в части введения нового лицензионного вида деятельности - деятельность по сервисному обслуживанию ВВТ;
дополнить часть 1 статьи 12 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (статья 3 законопроекта) положениями о том, что порядок организации сервисного обслуживания ВВТ устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом устанавливается переходный период до 1 января 2021 г., в соответствии с которым юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие (на день вступления в силу законопроекта) деятельность по выполнению работ и (или) оказание услуг по сервисному обслуживанию вооружения и военной техники в соответствии с заключенными государственными контрактами, контрактами, обязаны будут получить лицензию на право осуществления сервисного обслуживания вооружения и военной техники либо прекратить ее осуществление до 1 января 2021 г.
Принятие законопроекта позволит:
сформировать правовые основы сервисного обслуживания изделий ВВТ;
создать комплексную систему сервисного обслуживания изделий ВВТ и эффективную модель управления жизненным циклом таких изделий на этапе эксплуатации;
проводить работы по сервисному обслуживанию экономически обоснованным способом, исключив затраты государственных заказчиков по государственным контрактам на доставку ВВТ к местам проведения работ по техническому обслуживанию и ремонта в организации оборонно-промышленного комплекса без соответствующей необходимости;
повысить уровень технической исправности и боевой готовности изделий ВВТ, находящихся в эксплуатации (на хранении) в Вооруженных Силах Российской Федерации, для использования по назначению;
проводить работы по сервисному обслуживанию изделий ВВТ в местах дислокаций воинских частей, на войсковых полигонах и (или) на базах их хранения;
создать рабочие места и структурировать работу организаций, осуществляющих деятельность в отношении ВВТ на стадии эксплуатации техники;
обеспечить логистическую поддержку и материально-техническое сопровождение сервисных работ;
обеспечить заданное качество работ и услуг по сервисному обслуживанию изделий ВВТ;
исключить недобросовестных исполнителей работ;
повысить уровень информационного обеспечения работ.
С принятием законопроекта потребуется:
внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" в части наделения Минпромторга России полномочиями по лицензированию сервисного обслуживания ВВТ;
утвердить Правительством Российской Федерации порядок организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники.
На законопроект заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренное пунктом 60.1 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, не требуется.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета сверх предусмотренных бюджетными ассигнованиями на цели предоставления субсидий.
Принятие законопроекта не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Реализация законопроекта не требует выделения дополнительных ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов, а также не приведет к сокращению доходной части указанных бюджетов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сервисного обслуживания вооружения и военной техники"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сервисного обслуживания вооружения и военной техники" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета и не повлечет изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или сокращения доходной части соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сервисного обслуживания вооружения и военной техники" полномочий по лицензированию сервисного обслуживания вооружения и военной техники будет осуществляться Минпромторгом России в пределах установленной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сервисного обслуживания вооружения и военной техники"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сервисного обслуживания вооружения и военной техники" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сервисного обслуживания вооружения и военной техники"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сервисного обслуживания вооружения и военной техники" потребует:
1) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".
Обоснованием необходимости внесения изменений является статья 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сервисного обслуживания вооружения и военной техники" (далее - законопроект). Вносимое законопроектом изменение в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" потребует определения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензирование сервисного обслуживания вооружения и военной техники.
Срок подготовки - не позднее 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России; соисполнители - Минобороны России, Минэкономразвития России, ФАС России;
2) принятия постановления Правительства Российской Федерации "О лицензировании сервисного обслуживания вооружения и военной техники".
Обоснованием необходимости внесения изменений является статья 1 законопроекта. Вносимое законопроектом изменение в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" потребует установления порядка лицензирования сервисного обслуживания вооружения и военной техники.
Срок подготовки - не позднее 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России; соисполнители - Минобороны России, Минэкономразвития России, ФАС России;
3) принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники".
Обоснованием необходимости внесения изменений является статья 2 законопроекта. Вносимое законопроектом изменение в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" потребует установления порядка организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники.
Срок подготовки - не позднее 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минобороны России; соисполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.