Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 789090-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения поручения, содержащегося в подпункте "ж" пункта 4 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции".
Существующая практика антимонопольного контроля предполагает применение оборотных штрафов и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Также антимонопольное законодательство Российской Федерации содержит такой институт, как предупреждение. Лицо, исполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. Предупреждение также способствует быстрому устранению нарушений. Так, в 2018 году было выдано 3978 предупреждений, 81,1% из которых исполнено в срок и надлежащим образом.
Эффективность мер, стимулирующих соблюдение антимонопольного законодательства, свидетельствует о необходимости развития таких механизмов.
Одним из инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства и снижения антимонопольных рисков для хозяйствующих субъектов является разработка и внедрение ими системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - система соответствия).
В настоящее время в Российской Федерации система соответствия уже используется отдельными хозяйствующими субъектами.
Законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе "О защите конкуренции" понятие "система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", установить порядок организации хозяйствующими субъектами такой системы соответствия, а также определить основные (минимальные) требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих систему соответствия.
Также законопроектом предусматривается, что хозяйствующий субъект вправе направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт (акты) или проект (проекты) акта, формирующий систему соответствия, для установления его (их) соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган дает заключение о его (их) соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства.
При этом, в случае выдачи федеральным антимонопольным органом заключения о соответствии внутреннего акта (актов) или проекта (проектов) акта, формирующего систему соответствия, требованиям антимонопольного законодательства указанный хозяйствующий субъект не может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство, если его действия осуществляются в рамках согласованных правил системы соответствия.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.
Законопроект не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" потребует внесения изменений в приказ ФАС России от 20 января 2012 г. N 22 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Федеральная антимонопольная служба.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.