Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 685925-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации"
(в части установления дополнительных требований к служебному поведению государственного и муниципального служащего)"
внесен депутатами Государственной Думы О.Н. Алимовой, В.А. Ганзя, А.В. Корниенко и другими
(утв. решением Комитета от 16 июля 2019 г. N 106/3)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 20 июня 2019 года (протокол N 192, пункт 80) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 685925-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части установления дополнительных требований к служебному поведению государственного и муниципального служащего)" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается дополнить перечень запретов, связанных с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, указав на недопустимость публичных оскорбительных высказываний, суждений, оценок, в том числе в средствах массовой информации, выражающих явное неприязненное отношение к отдельным гражданам, а также социальным (профессиональным) или иным группам граждан.
На рассмотрении Государственной Думы также находится проект федерального закона N 685933-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления дополнительной ответственности государственных, муниципальных служащих и представителей органов законодательной власти)", нормы которого предусматривают штраф для лиц, замещающих должности государственной гражданской (муниципальной) службы за указанные правонарушения - от пятидесяти до ста тысяч рублей.
По рассматриваемому законопроекту Комитет отмечает следующее. Основными принципами гражданской и муниципальной службы являются приоритет прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и компетентность служащих. В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эти конституционные установления непосредственно касаются функционирования государственной гражданской и муниципальной службы, а также личной служебной деятельности всех служащих. Отсюда вытекают требования к служащим - обеспечивать и защищать конституционно-правовой статус гражданина Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) государственному гражданскому служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности. Также предусмотрена обязанность соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации (пункт 14 части 1 статьи 18). Аналогичные нормы предусмотрены и для муниципальных служащих.
За нарушение указанных запретов, а также за нарушение кодекса моральной этики служащих законодательством (или внутренними служебными актами, содержащими нормы трудового права) предусмотрены дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии (для государственных гражданских служащих), увольнение со службы по соответствующим основаниям. Анализ запретов и обязанностей, установленных для государственных гражданских и муниципальных служащих, а также санкций за их нарушение, показывает, что в настоящий момент уже имеется правовая база для привлечения их к ответственности за несоблюдение запретов и обязанностей, требований к служебному поведению, в том числе в отношениях и взаимодействии с гражданами и организациями. Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены санкции за оскорбление и дискриминацию, в том числе в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
В свою очередь, тотальный запрет на высказывание суждений и оценок, в том числе в средствах массовой информации и в публичном пространстве, может нарушить права государственных гражданских и муниципальных служащих как граждан на свободу мысли и слова (статья 29 Конституции Российской Федерации).
Заметим, в тексте законопроекта используются термины, не имеющие юридического определения, например, "оскорбительные" высказывания, "явное неприязненное отношение".
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2003 г. N 16-П, неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению указанных конституционных принципов, реализация которых не может быть обеспечена без единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.
На основании вышеизложенного Комитет не поддерживает концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.