Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 768008-7 "О ратификации Соглашения о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий" (далее - Соглашение) подготовлен МИДом России и Госкорпорацией "Росатом".
Соглашение было подписано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2018 г. N 2147-р на заседании Совета глав правительств СНГ в Астане 2 ноября 2018 г.
В странах Содружества эксплуатируются и сооружаются атомные энергоблоки и исследовательские ядерные установки, добывается уран, производится топливо для АЭС, используются радиоактивные источники. Эти объекты являются объектами повышенной опасности с точки зрения возможного радиационного воздействия на население в случае возникновения инцидентов или аварий.
Вопросы реагирования на чрезвычайные ситуации, возникающие при использовании атомной энергии в мирных целях, регулируются специальным законодательством на национальном уровне. Тем не менее, как рекомендовано МАГАТЭ и показывает международный опыт, целесообразно принятие дополнительных регулирующих документов, в том числе многосторонних, на случай возникновения ядерных аварий и радиационных аварийных ситуаций.
Актуальность документа определяется необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы в области взаимодействия кризисных центров государств - участников СНГ при анализе и оценке обстановки и принятии оперативных решений.
Соглашение дополнит национальные нормативные правовые акты по обеспечению безопасности объектов использования атомной энергии.
Оно предусматривает определение в каждой из участвующих сторон уполномоченного (компетентного) органа, что повысит оперативность и слаженность взаимодействия, которые являются критически важными в чрезвычайных ситуациях.
Предполагается разработать специальные унифицированные формы оповещения и согласовать содержание передаваемой информации с учетом того, что одним из важнейших критериев обеспечения эффективных действий в случае ядерной аварии является скорость передачи информации и ответной реакции.
Соглашение упростит процедуры трансграничного перемещения специалистов, специальной техники и оборудования при возникновении кризисных ситуаций, что позволит снизить время реакции на любые возможные инциденты, связанные с использованием атомной энергии в мирных целях.
Предполагается, что группы по оказанию помощи, направляемые на территорию государства, запрашивающего помощь, будут финансироваться за счет средств, предусмотренных в национальном бюджете государства, предоставляющего помощь, если иное не будет согласовано сторонами дополнительно. Применительно к Российской Федерации, расходы на обеспечение деятельности аварийно-спасательных формирований (на базе АО "АТЦ Росатома") финансируются за счет средств специального резервного фонда Госкорпорации "Росатом".
Соглашение содержит иные правила, чем предусмотренные законом, в части, касающейся предоставления группам по оказанию помощи иммунитета от ареста, задержания и судебного разбирательства, освобождения от претензий и исков, а также освобождения от материальной ответственности. Так, в пункте 2 статьи 3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что процессуальные действия в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства и применяются в соответствии с положениями Кодекса. Статья 447 Кодекса не устанавливает особого порядка предоставления иммунитета от ареста, задержания и судебного разбирательства группам по оказанию помощи. В связи с этим Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий"
Реализация Соглашения о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О ратификации Соглашения о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О ратификации Соглашения о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.