Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 729516-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности за невыполнение оператором при сборе персональных данных граждан Российской Федерации обязанности по обеспечению их хранения с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации) внесен депутатами Государственной Думы В.В. Пинским, Д.В. Бессарабовым, А.Н. Ищенко, С.В. Чижовым и другими
Досье на проект федерального закона
Рассматриваемым проектом федерального закона предлагается установить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) административную ответственность за невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.
За совершение указанных правонарушений авторами законодательной инициативы предлагается установить штраф для граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для должностных лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, для юридических лиц - от двух миллионов до шести миллионов рублей.
Также предлагается установить повышенную административную ответственность за повторное совершение указанных правонарушений и ряда административных правонарушений в области информационных технологий и обработки информации (по отдельным составам статей 13.31, 13.35, 13.36, 13.37, 13.37, 13.40 Кодекса).
Как отмечают авторы законодательной инициативы в пояснительной записке к законопроекту, проектируемые изменения обусловлены недостаточной эффективностью существующих мер реагирования на правонарушения в сфере информационных технологий и распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а предусмотренные действующей редакцией Кодекса санкции за совершение административных проступков в указанной сфере не в полной мере отвечают принципам соразмерности и не обеспечивают необходимого профилактического эффекта.
Разделяя позицию авторов о необходимости усиления административной ответственности за ряд правонарушений в сфере информационных правоотношений в целях обеспечения превентивной цели административной ответственности, Комитет поддерживает концепцию представленного законопроекта.
Комитет также отмечает, что установление административной ответственности за невыполнение оператором при сборе персональных данных граждан Российской Федерации обеспечения их хранения с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, обусловлено обязанностью операторов обработки персональных данных, установленной Федеральным законом от 21.07.2014 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях".
Вместе с тем, в случае принятия законопроекта в первом чтении, представляется необходимым дополнительно проработать предлагаемые размеры административных штрафов, с учетом размеров штрафов, установленных за иные административные правонарушения в области распространения информации и информационных технологий, с целью выработки единого подхода по установлению санкций в затрагиваемой сфере.
Так, в частности, использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей (часть 7 статьи 13.15 Кодекса), а производство либо выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (часть 6 статьи 13.15 Кодекса).
Таким образом, совершение указанных административных правонарушений, обладающих не меньшей степенью общественной опасности, в настоящее время влечет наложение административных штрафов, которые многократно ниже, чем административная ответственность, вводимая рассматриваемым законопроектом.
Также обращаем внимание, что законопроектом не определен перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела по административным правонарушениям, предусмотренным проектируемой частью 1.1 статьи 13.31 Кодекса, и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемыми частями 1.1 и 4 статьи 13.31 Кодекса.
С учетом изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 729516-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.