Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 695452-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования правового регулирования отношений в области геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом закона вводится новый вид пользования участками недр - "разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых" (далее - разработка технологий добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых). При этом понятие "трудноизвлекаемые полезные ископаемые" проектом не определено. В связи с чем неясно, какие характеристики (признаки) полезных ископаемых и (или) условия их добычи (климатические, геологические или иные) будут учитываться Правительством Российской Федерации при установлении видов трудноизвлекаемых полезных ископаемых (проектируемая часть 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Кроме того, в перечне полномочий федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования, определенном в статье 3 Закона о недрах, отсутствуют предлагаемые проектом полномочия Правительства Российской Федерации по установлению видов трудноизвлекаемых полезных ископаемых, полномочия федерального органа управления государственным фондом недр по установлению порядка выделения участка недр, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, а также принятию решения о его выделении (проектируемая часть 9 статьи 7 Закона о недрах) и утверждению проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых (проектируемая часть первая статьи 23.2 Закона о недрах).
Учитывая, что проектом допускается предоставление недр одновременно для разработки указанных технологий и для разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых по совмещенной лицензии (проектируемые часть 3 статьи 6, часть 9 статьи 7, пункт 3 статьи 10.1, подпункт 6 пункта 1 статьи 43 Закона о недрах), необходимо уточнить, является ли разведка и добыча трудноизвлекаемых полезных ископаемых самостоятельным видом пользования недр или она осуществляется в рамках лицензии, выданной для целей разведки и добычи полезных ископаемых (пункт 3 части первой статьи 6 Закона о недрах).
Кроме того, неясно, распространяется ли установленный частью второй статьи 6 Закона о недрах особый порядок одновременного предоставления недр в пользование для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, на отношения по предоставлению недр для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых и для разведки и добычи таких полезных ископаемых.
Как следует из наименования проектируемого вида пользования недр, его основной целью является разработка технологий добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. В проекте устанавливается порядок подготовки проектной документации на разработку технологий добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, но не определен порядок приемки (утверждения) таких технологий после завершения их разработки. Кроме того, неясно, как используются указанные технологии, например, при подготовке технического проекта или проектной документации на выполнение работ, связанных с разведкой или добычей трудноизвлекаемых полезных ископаемых (статья 23.2 Закона о недрах).
Выполнение требований охраны недр и окружающей среды является обязанностью недропользователя и составной частью лицензии на пользование недрами. Учитывая положения пункта 9 части первой статьи 12, пункта 7 части второй статьи 22 Закона о недрах, невключение критерия эффективности мероприятий по охране недр и окружающей среды в перечень основных критериев выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр с целью разработки технологий добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых (проектируемая часть шестая статьи 13.1 Закона о недрах) является необоснованным.
Согласно части 14 статьи 27 Закона о недрах пользователь недр, являющийся обладателем первичной и интерпретированной геологической информации о недрах, имеет право определять условия ее использования, в том числе в коммерческих целях, в течение сроков, установленных в Законе о недрах, а в отдельных определенных законом случаях такая информация может использоваться заинтересованными органами государственной власти и организациями без получения согласия пользователя. Поскольку одним из критериев конкурсного отбора победителя на право пользования участком недр с целью разработки технологий добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых предлагается установить "предложения о предоставлении доступа заинтересованным лицам к результатам работ", необходимо определить, что является результатом работ при предоставлении участка недр в указанных целях, порядок использования информации, полученной при разработке указанных технологий, в том числе с учетом положений Главы VII Гражданского кодекса Российской Федерации в части правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.
Проектируемое изменение части первой статьи 29 Закона о недрах, исключающее обязательность проведения государственной экспертизы трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки соответствующих технологий, нуждается в редакционном уточнении, поскольку предметом такой экспертизы являются запасы разведанных месторождений полезных ископаемых. Аналогичное замечание относится к проектируемой части второй указанной статьи в отношении предоставления недр в пользование после проведения государственной экспертизы.
Обращаем внимание, что Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" рассматривает "использование специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях" как основание для включения участка недр в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (пункт 4 статьи 2 указанного закона).
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.