Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 682012-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи", внесенному депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, И.Х. Зиннуровым, И.В. Станкевичем и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 20 мая 2019 года (протокол N 192, пункт 76) Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрен проект федерального закона N 682012-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, И.Х. Зиннуровым, И.В. Станкевичем и другими.
Проектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" с целью создания механизма предоставления гражданам полезной информации о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах.
В настоящее время, по данным авторов, общее количество реализуемых мер социальной поддержки в Российской Федерации превышает 3 000, применяется 12 форм налоговых льгот. Общее количество получателей мер социальной поддержки насчитывает более 600 категорий, мерами социальной поддержки охвачено 54 млн. граждан.
При этом, при отсутствии системы полноценного информирования граждан часть социальных мер поддержки зачастую остается невостребованным.
В этой связи, следует отметить, что с 2015 года сформирована Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее - ЕГИССО), которая содержит в себе информацию о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Поставщиками информации в ЕГИССО являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки).
Рассматриваемым проектом предлагаются новые процедуры и форматы взаимодействия граждан с исполнительными органами государственной власти с целью оказания помощи гражданам в получении полной и достоверной информации о правах, гарантиях и мерах поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях, порядке, месте и условиях получения конкретных персонифицированных льгот, выплат, компенсаций по принципу единого запроса-обращения.
По мнению авторов, реализация закона существенно повысит эффективность социальной политики и создаст дополнительные условия в достижении целей повышения поддержки и качества жизни граждан.
Законопроектом предусмотрены следующие форматы информирования граждан:
1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг;
2) на основании бесплатного голосового обращения по выделенному телефонному номеру;
3) путем посещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки).
Гражданин самостоятельно, в зависимости от места жительства, доступности услуг связи и навыков, сможет выбрать удобный лично для него способ получения информации.
Необходимо отметить, что законопроектом устанавливается переходный период вступления отдельных положений в силу, так как поэтапная реализация законопроекта обусловлена необходимостью реализации комплекса подготовительных процедур.
Законопроектом предусматривается возможность формирования списка мер социальной поддержки, как на основании данных ЕГИССО, так и на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, что сможет обеспечить более полное доведение информации до гражданина с учётом регионального аспекта.
Создание системы будет реализовано в рамках уже предусмотренных бюджетных ассигнований и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
По мнению Комитета, введение такого механизма является своевременным и целесообразным, так как направлено на улучшение социальной поддержки граждан.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей считает, что концепция рассматриваемого законопроекта может быть поддержана.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.