Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 752627-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части корректировки параметров "демпфирующего механизма") внесен депутатами Государственной Думы А.М. Макаровым, Г.Я. Хором, Н.С. Максимовой, Г.И. Данчиковой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 752627-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Внесенным проектом федерального закона предусмотрена корректировка с 1 июля 2019 года параметров применяемого в настоящее время "демпфирующего механизма", направленного на стабилизацию цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. Целью такой корректировки является снижение давления со стороны мировых цен на нефть на внутренние розничные цены на нефтепродукты.
В этой связи законопроектом предлагается:
- снижение установленной в Налоговом кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) условной средней оптовой цены реализации на внутреннем рынке автомобильного бензина с 56 до 51 тыс. руб. за тонну (41 рубль за 1 литр на АЗС), складывающейся при цене на нефть 60 долл/барр;
- снижение установленной в Налоговом кодекса условной средней оптовой цены реализации на внутреннем рынке дизельного топлива с 50 до 46 тыс. руб. за тонну (41,75 рублей за 1 литр на АЗС), складывающейся при цене на нефть 57-58 долл/барр;
- ежегодное увеличение таких цен отсечения (до 31 декабря 2024 года) на 5%;
- увеличение компенсационного коэффициента с 0,6 до 0,75 в отношении автомобильного бензина и до 0,7 в отношении дизельного топлива в 2019 году, с 0,5 до 0,68 в отношении автомобильного бензина и до 0,65 в отношении дизельного топлива - начиная с 2020 года.
В отношении авиационного керосина, приобретаемого эксплуатантами воздушных судов, предусмотрено применение с 1 августа 2019 года "демпфирующего механизма", аналогичного по параметрам применяемому в отношении дизельного топлива.
В этой связи законопроектом предлагается:
- установление дополнительного слагаемого, применяемого при определении обратного акциза на авиационный керосин, в зависимости от разницы средней цены экспортной альтернативы для авиационного керосина и средней оптовой цены реализации авиационного керосина на внутреннем рынке, устанавливаемой в Налоговом кодексе в размере 48 300 рублей за тонну в 2019 году, с ее последующей индексацией на 5% ежегодно до 2024 года включительно. При этом указанная оптовая цена определена при мировой цене на нефть 70 долл/барр и отпускной цене, сложившейся в июне 2018 (46 800 рублей за тонну) с учетом транспортных расходов от производителя до порта;
- установление компенсационного коэффициента в отношении авиационного керосина в размере, установленном для дизельного топлива (0,7 в 2019 году, 0.65 с 2020 года);
- неприменение дополнительного слагаемого в случае, если цена внутреннего рынка в отношении авиационного керосина сложилась выше цены экспортной альтернативы.
Вместе с тем, законопроектом предложен механизм компенсации выпадающих доходов федерального бюджета, возникающих в связи с принятием данных мер, которым предусматривается следующее:
- увеличение действующей в настоящее время на период до 1 января 2020 года фиксированной надбавки к ставке налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) при добыче нефти;
- применение дополнительного слагаемого к ставке НДПИ при добыче нефти, начиная с 1 января 2020 года, определяемого по формуле симметрично расходам от применения демпфирующего коэффициента;
- с 1 апреля 2020 года предлагается признать подакцизными и отнести к средним дистиллятам все жидкие нефтепродукты, которые в настоящее время не признаются подакцизными товарами, в том числе мазут. Такая мера позволит также предотвратить оборот суррогатов средних дистиллятов под видом дизельного топлива и компенсировать ежегодные потери бюджетной системы, возникающие в связи с применением "демпфирующего механизма".
При этом в целях недопущения повышения тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства для потребителей в регионах с генерацией на мазуте, при использовании топочного мазута в качестве топлива для производства тепла и электроэнергии, устанавливается право на вычет уплаченных покупателем такого мазута сумм акциза с повышающим коэффициентом.
Кроме того, законопроектом предлагается исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль доходов и расходов агента Российской Федерации, возникающих при осуществлении им функций в соответствии с законом "О содействии развитию жилищного строительства". Это позволит высвободить дополнительные финансовые ресурсы для финансирования его деятельности по содействию проведению государственной жилищной политики и развитию жилищной сферы. Увеличение в связи с этим чистой прибыли, впоследствии приведет к увеличению размера выплачиваемых дивидендов в федеральный бюджет.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 752627-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.