Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту Федерального закона N 691690-7 "О внесении изменений в ч. 2 ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности"
(внесен депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, А.К. Исаевым, С.И. Неверовым, М.В. Тарасенко, С.В. Бессараб)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 691690-7 "О внесении изменений в ч. 2 ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности" дополняет Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) отдельными положениями Постановления Верховного Совета РСФСР от 01 ноября 1990 года N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе".
Указанным Постановлением женщинам, работающим в сельской местности, был установлен ряд дополнительных гарантий в сфере трудовых отношений:
1) продолжительность ежегодного основного отпуска не менее 28 календарных дней;
2) один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы;
3) 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами, с выплатой при этом заработной платы в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы;
4) повышенная на 30 процентов оплата труда на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части.
При этом в действующем тексте Кодекса нашли отражение лишь две первые из названных дополнительных гарантий: ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней стал гарантией для всех работников (статья 115 Кодекса), а гарантия по предоставлению женщинам, работающим в сельской местности, одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы закреплена в части второй статьи 262 Кодекса.
Вторые две дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности, хоть и не включены в текст Кодекса, также продолжают действовать в силу положений статьи 423 Кодекса (применяются постольку, поскольку не противоречат Кодексу).
Однако в связи с организованной работой по ревизии действующих на территории Российской Федерации актов СССР и РСФСР актуальным является закрепление и этих дополнительных гарантий (сокращенная рабочая неделя и повышенная оплата труда при разделении рабочего дня на части) непосредственно в тексте Кодекса, на что и направлен законопроект N 691690-7.
В ходе обсуждения законопроекта был высказан ряд замечаний к его тексту. В частности, указывалось на необходимость доработки формулировки нормы о порядке установления дополнительных гарантий. Также было предложено гарантии женщинам, работающим в сельской местности, изложить не в части второй статьи 262, а в отдельной статье (например - в статье 263.1), что было бы предпочтительно исходя из принципов построения Кодекса в целом и его Главы 41 в частности.
Указанные замечания не затрагивают концепцию законопроекта и могут быть рассмотрены и учтены при его подготовке ко второму чтению.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 6 субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы.
Мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженными.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы по представленному проекту федерального закона замечаний концептуального характера не имеет, однако отмечает, что наименование и текст проекта федерального закона нуждаются в юридико-технической доработке в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК), представляющая общероссийские объединения профсоюзов, законопроект поддерживает.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, законопроект не поддержала, указав в своем заключении на то, что в Российской Федерации отсутствует четкое определение понятия "сельская местность" и предложив предоставлять указанные дополнительные гарантии работницам, занятым на предприятиях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 691690-7 "О внесении изменений в ч. 2 ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.