Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 718759-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности организаций отдыха детей и их оздоровления за нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Представленный законопроект подготовлен и внесен Правительством Российской Федерации совместно с законопроектом N 718736-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и признании утратившим силу абзаца восьмого пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей" (далее - законопроект N 718736-7).
Цель указанных законопроектов - создание системы мониторинга и контроля за деятельностью организаций отдыха детей и их оздоровления и как итог - повышение качества и безопасности детского отдыха.
Не утрачивает своей актуальности задача по формированию оптимальных условий функционирования учреждений детского, подросткового и молодежного отдыха, оздоровления и туризма. Деятельность соответствующих организаций должна осуществляться таким образом, чтобы пребывание в них детей было не только интересным и познавательным, но и безопасным с точки зрения санитарных норм, противопожарных правил и ряда других требований. Поэтому весь комплекс контрольных мероприятий за учреждениями, оказывающими услуги по отдыху и оздоровлению детей, осуществляется такими органами государственной власти как Минобрнауки России, Минздрав России, МВД, МЧС, Роспотребнадзор, Минтранс России, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для систематизации и разграничения контрольных полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления проектом N 718736-7 уточняются положения Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Помимо уточнения полномочий контролирующих органов расширяется круг требований к детским лагерям, оздоровительным базам. В частности, предоставление услуг организацией по отдыху и оздоровлению детей допустимо лишь в случае включения ее в соответствующий реестр при представлении в уполномоченный региональный орган исполнительной власти сведений о своей деятельности.
Правительством Российской Федерации неоднократно обращалось внимание на необходимость включения всех учреждений детского отдыха в специальные реестры. Не должно быть ни одного детского лагеря, пансионата, базы отдыха, другого подобного учреждения, о котором неизвестно. Формирование и ведение таких региональных реестров должно способствовать осуществлению контроля за соблюдением всех требований законодательства в сфере организации отдыха детей, а значит обеспечению комфорта и безопасности пребывания детей в лагерях и здравницах.
Проектами теперь на уровне федерального законодательства для всех организаций отдыха и оздоровления детей устанавливается обязанность представлять соответствующие сведения о своей деятельности, а также административная ответственность за невыполнение такого требования.
В обозначенной части представленный законопроект поддерживается, поскольку введение указанной ответственности должно способствовать обеспечению добросовестного выполнения законодательных требований по организации отдыха детей и их оздоровления.
Вместе с тем, при подготовке законопроекта ко второму чтению следует обсудить формулировку диспозиции предлагаемого административного состава с учетом следующего.
Законопроектом предусматривается ответственность за предоставление услуг по организации отдыха и оздоровлению детей организациями или индивидуальными предпринимателями, не включенными в соответствующий реестр. Такой состав административного правонарушения может предполагать безусловное основание для привлечения к ответственности любых организаций отдыха и оздоровлению детей, не состоящих в реестре. Однако согласно проектируемой статье 12.3 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (проект N 718736-7) учреждения (индивидуальные предприниматели), организующие отдых и оздоровление детей, завершают исполнение своих обязательств даже в случае их исключения из реестра при условии отсутствие угрозы причинения вреда жизни и здоровью детей.
Для предотвращения ситуации, при которой указанные организации, исключенные из реестра, не будут заинтересованы в завершении исполнения своих обязательств из-за угрозы административного штрафа, необходимо выработать оптимальную формулировку проектируемой диспозиции статьи 14.65 КоАП РФ.
Учитывая значимость оказываемых указанными учреждениями услуг и степень потенциальной опасности для детей тех организаций, которые не только не обеспечивают отдыхающим безопасное пребывание, но иногда и создают угрозу для их здоровья, Комитет отмечает, что размер административного взыскания должен быть значительным. Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что размер штрафа не может быть столь существенным как это предлагается проектом в случаях, когда соответствующая организация на момент оказания услуг не включена в реестр по формальным основаниям. Поэтому предлагаемые законопроектом размеры административных штрафов (от одного до трёх миллионов рублей как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей) также требуют обсуждения и дополнительного обоснования.
Обозначенные замечания не затрагивают концепции предлагаемых законопроектом дополнений и могут быть устранены при подготовке проекта ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 718759-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности организаций отдыха детей и их оздоровления за нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей" и предлагает принять данный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.