Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 709474-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), регулирующие временное проживание и вид на жительство иностранных граждан.
В проектируемом пункте 2 статьи 8 Федерального закона закреплен перечень лиц, которым выдается вид на жительство без получения разрешения на временное проживание.
К данному перечню, в частности, отнесены иностранные граждане, признанные носителями русского языка, представившие нотариально заверенную копию заявления об отказе от имеющегося у них гражданства иностранного государства (подпункт 4 пункта 2 статьи 8). Отмечаем, что в отношении иных категорий лиц, включенных в данный перечень, аналогичное требование не установлено.
Относительно "иностранных граждан, которые... были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР" (подпункт 5 пункта 2 статьи 8) отмечаем, что в ряде нормативных правовых актов используются различные формулировки:
"спецпоселенцы и члены их семей, выселенные из Крыма в 1944 году" (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27.03.1956 "О снятии ограничений в правовом положении с греков, болгар, армян и членов их семей, находящихся на спецпоселении");
"находящиеся на спецпоселении... выселенные из Крыма" (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28.04.1956 "О снятии ограничений по спецпоселению с крымских татар, балкарцев, турок - граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной Войны");
"граждане... непосредственно депортированные из Крыма в 1944 году" (Постановление Кабинета Министров СССР от 24.07.1991 N 511 "Об организованном возвращении крымских татар в Крымскую АССР и гарантиях по их обустройству");
"иностранные граждане... которые... были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР..." (Указ Президента Российской Федерации от 29.04.2019 N 187 "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке").
При этом согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" "органы внутренних дел устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение... и выдают справку о реабилитации" (т.е. термин "незаконная депортация" не используется).
Относительно "лиц, проживающих на территории Российской Федерации, в отношении которых отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации..." (подпункт 9 пункта 2 статьи 8) следует учитывать, что согласно статье 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в случае, если в судебном порядке будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги приобретение гражданства Российской Федерации подлежит отмене. Таким образом, согласно указанному закону установление данных фактов является основанием для отмены решения о приобретении гражданства, в то время как законопроектом данным лицам предоставляются преференции получения вида на жительство.
В проектируемых подпунктах 8 и 9 пункта 2 статьи 8 Федерального закона используется термин "лица", при этом в иных положениях данного пункта указываются иностранные граждане.
В проектируемых подпунктах 2 и 3 пункта 6 статьи 8 Федерального закона указывается, что вид на жительство подлежит замене в случае изменения иностранным гражданином в установленном порядке фамилии, имени, сведений о дате (числе, месяце, годе) и (или) месте рождения, гражданской принадлежности, а также в случае изменения пола соответственно. Формулировка "в установленном порядке" не соответствует требованию правовой определенности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 N 3-П), а в отношении изменения пола, что также относится к персональным данным, отсутствует в целом указание на порядок.
Согласно проектируемому абзацу пятому пункта 9 статьи 8 Федерального закона условия хранения и использования данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2007 N 94 "О государственной информационной системе миграционного учета", которым утверждено Положение о государственной информационной системе миграционного учета, в проектируемом пункте следует указать полномочие Правительства Российской Федерации.
Имеются замечания юридико-технического характера. Наименование следует изложить в следующей редакции: "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.