Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
на проект федерального закона N 709474-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство",
внесенный Правительством Российской Федерации
(утв. Решением Комитета от 18 июня 2019 г. N 70)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 709474-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство" (далее также - законопроект) и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке к законопроекту он направлен на упрощение порядка предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - иностранные граждане), владеющим русским языком и желающим жить и работать в Российской Федерации, разрешений на временное пребывание и вида на жительство.
В этой связи, законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) в части положений, касающихся временного и постоянного проживания иностранных граждан в Российской Федерации.
В частности, законопроектом уточняется, что разрешение на временное проживание в Российской Федерации без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, иностранный гражданин может получить при условии, если он: родился на территории Российской Федерации;
состоит в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации; осуществил инвестиции в Российской Федерации в установленном размере; поступил на военную службу, на срок его военной службы; является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию; не достиг возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем); достиг возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем); является гражданином государства, входившего в состав СССР, и получившему профессиональное образование в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации, расположенной на территории Российской Федерации, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам; является гражданином Украины или лицом без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, признанным беженцем либо получившим временное убежище на территории Российской Федерации; переселяется в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными договорами Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.
Кроме того, законопроектом предлагается срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на временное проживание, установленный Федеральным законом N 115-ФЗ, сократить с шести месяцев до четырех.
Также, законопроектом предлагается расширить круг иностранных граждан, которые могут получить вид на жительство без предварительного получения разрешения на временное проживание. К данной категории иностранных граждан относятся: родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР; не достигшие возраста восемнадцати лет, родившиеся на территории Российской Федерации, родитель (усыновитель, опекун, попечитель) которых является иностранным гражданином и постоянно проживает на территории Российской Федерации; имеющие родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации; признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"; сам иностранный гражданин либо его родственник по прямой восходящей линии, усыновитель или супруг (супруга) которого был подвергнут незаконной депортации с территории Крымской АССР, а также родственник по прямой нисходящей линии, усыновленным детям или супругу (супруге) указанного иностранного гражданина, представившим справку о реабилитации, выданную органом внутренних дел, органом прокуратуры Российской Федерации или судом; высококвалифицированные специалисты и члены их семей; осуществляющие не менее шести месяцев до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке; лица, проживающие на территории Российской Федерации, у которых прекращено гражданство Российской Федерации; лица, проживающие на территории Российской Федерации, в отношении которых в определенных случаях отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации.
При этом вид на жительство законопроектом предлагается выдавать бессрочно, за исключением случаев его выдачи высококвалифицированным специалистам и членам их семей (на срок действия разрешения на работу) и квалифицированным специалистам (на три года). Ввиду отмены срока действия вида на жительство, предполагается увеличение размера государственной пошлины за его выдачу - с трех до пяти тысяч рублей, о чем соответствующие изменения предлагается внести в Налоговый кодекс Российской Федерации (проект федерального закона N 709422-7 "О внесении изменения в статью 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации").
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и отмечает, что его принятие позволит повысить эффективность таких миграционных режимов, как разрешение на временное проживание и вид на жительство, и позволит привлечь для работы в Российскую Федерацию специалистов, необходимых для обеспечения экономического роста в соответствующих сферах хозяйственной, научной и преподавательской деятельности.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 709474-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство".
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.