Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 640222-7 "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" (в части уточнения порядка совершения сделок кооператива),
внесенный Самарской Губернской Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 640222-7 "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" (в части уточнения порядка совершения сделок кооператива), внесенный Самарской Губернской Думой, и отмечает следующее.
Согласно действующей редакции части 3 статьи 38 Федерального закона от 08 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон) сделки кооператива в зависимости от их стоимости и вида могут совершаться либо по решению правления кооператива, либо по совместному решению правления кооператива и наблюдательного совета кооператива, либо по решению общего собрания членов кооператива.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, в процессе деятельности кооператива совершается множество сделок, не выходящих за рамки его обычной хозяйственной деятельности, при этом все сделки, независимо от стоимости и вида, требуют одобрения коллегиальных органов кооператива либо общего собрания его членов. Такой порядок затрудняет принятие оперативных решений, создает избыточные бюрократические процедуры при принятии решений по мелким сделкам.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 3 статьи 38 Закона положением, согласно которому уставом кооператива может быть предусмотрено, что сделки, не связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, приобретением и отчуждением земельных участков, могут совершаться по решению председателя кооператива единолично от имени кооператива. Предельная стоимость таких сделок устанавливается уставом кооператива, но в любом случае не может превышать 10 процентов общей стоимости активов кооператива за вычетом стоимости земельных участков и основных средств кооператива.
Комитет концептуально поддерживает основную идею законопроекта с учетом следующего.
Согласно статье 26 Закона председатель кооператива без доверенности действует на основании решений общего собрания членов кооператива, наблюдательного совета кооператива и правления кооператива по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, и по остальным вопросам единолично от имени кооператива. Также председатель кооператива представляет кооператив в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, распоряжается в соответствии с уставом кооператива имуществом кооператива, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает счета кооператива в банках и других кредитных организациях, осуществляет прием и увольнение работников кооператива, организует их работу, издает обязательные для исполнения членами кооператива и работниками кооператива приказы и распоряжения, организует выполнение решений общего собрания членов кооператива и наблюдательного совета кооператива и исполняет иные не противоречащие уставу кооператива функции в интересах кооператива. При этом председатель кооператива подотчетен наблюдательному совету кооператива и общему собранию членов кооператива.
Таким образом, с одной стороны, председатель кооператива Законом наделен широкими полномочиями по распоряжению имуществом кооператива и заключению договоров, а с другой - ограничен в принятии решений по сделкам кооператива, даже если их стоимость незначительна и не связана с отчуждением имущества кооператива.
Необходимо также отметить, что Законом предусмотрен частный случай осуществления сделок по решению председателя кооператива - если число членов кооператива менее чем 25 и функции правления исполняет председатель кооператива (пункт 1 статьи 26 Закона).
В связи с изложенным, предлагаемое законопроектом упрощение порядка совершения сделок кооператива небольшой стоимости и не связанных с распоряжением недвижимым имуществом, поддерживается.
Одновременно отмечаем, что с учетом проектируемых законопроектом дополнений пункта 3 статьи 38 Закона в абзаце первом указанного пункта следует предусмотреть изъятие из установленного им общего правила со ссылкой на вводимый законопроектом абзац.
Законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации, Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации не имеет возражений с учетом позиции Правительства Российской Федерации.
Замечания, изложенные в заключениях и отзывах на законопроект, по мнению Комитета, могут быть учтены при его подготовке ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет поддерживает проект федерального закона N 640222-7 "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" (в части уточнения порядка совершения сделок кооператива), внесенный Самарской Губернской Думой, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.