Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 778665-7 "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минтрансом России с целью уточнения вопросов возможности и организации использования судов под флагом иностранных государств при осуществлении некоторых видов деятельности в области торгового мореплавания, которые в соответствии с положениями указанной статьи закреплены как преимущественное право судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также условий исключения судна из Российского открытого реестра судов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Диспозиция пункта 1 статьи 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) предполагает, что с использованием судов под флагами иностранных государств могут осуществляться определенные виды деятельности в случаях, если такое использование предусмотрено международными договорами Российской Федерации, КТМ и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.
Действующая формулировка пункта 1 статьи 4 КТМ явным образом не наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями самостоятельно определять условия и порядок выдачи разрешений на осуществление судами под иностранными флагами каботажных перевозок и отдельных видов работ.
Случаи, при которых возможно привлечение судов под иностранным флагом, предусмотрены только в статье 4 КТМ. В других положениях КТМ такие случаи не установлены.
Учитывая, что Правительство Российской Федерации приобретает полномочия на издание своих актов, только если это полномочие однозначно установлено федеральным законом или актом Президента Российской Федерации, предлагаемые законопроектом изменения являются оптимальным вариантом для определения порядка подачи и рассмотрения заявок на использование судов под иностранным флагом для каботажа и других видов деятельности.
Действующие международные договоры Российской Федерации не охватывают весь спектр видов деятельности, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 КТМ, что также является недостаточным основанием для подготовки необходимого акта Правительства Российской Федерации.
Даже при наличии международного договора Российской Федерации, предусматривающего использование судов под иностранным флагом, издание акта Правительства Российской Федерации не является обычной практикой ведения хозяйственной деятельности. В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" такой договор первоначально подлежит ратификации, по завершении которой и возникают юридические основания для издания соответствующего акта Правительства Российской Федерации.
Таким образом, КТМ не запрещает и не исключает возможность использования судов под флагами иностранных государств для осуществления видов деятельности, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 КТМ, но не содержит механизмов реализации такой возможности.
Существующее положение приводит к разночтению статьи 4 КТМ и, как следствие, фактически препятствует использованию судов под иностранным флагом в случае необходимости (например, в случае отсутствия специализированных судов в составе судов, зарегистрированных в одном из реестров судов Российской Федерации), что может повлечь срыв контрактных обязательств при реализации крупных проектов.
Возникший правовой пробел предлагается устранить путем корректировки статьи 4 КТМ.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предусматривается внесение изменений в статью 4 КТМ в части дополнения ее пунктом 5, который определит, что использование судов под флагом иностранных государств для определенных видов деятельности осуществляется в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, или в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Изменения, предлагаемые пунктом 2 статьи 1 законопроекта, позволят устранить противоречие между установленными основаниями для регистрации судов в Российском международном реестре судов и минимизирует риски необоснованного исключения судов из указанного реестра.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие и реализация законопроекта не повлечет изменений объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджетов различных уровней и не приведет к сокращению их доходной части.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.