Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 781847-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования добычи попутных полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования добычи попутных полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 14 ноября 2018 г. N ДК-П9-7992 с целью обеспечения комплексного рационального использования недр в отношении попутных полезных ископаемых.
К попутным полезным ископаемым относятся минеральные комплексы (горные породы, руды, подземные воды, рассолы), а также заключенные в полезных ископаемых минералы, металлы и другие химические элементы и их соединения, не имеющие самостоятельного промышленного значения, но добыча которых при разработке основного полезного ископаемого может быть экономически целесообразной. В соответствии с требованиями пунктов 2 и 5 части первой статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") пользователь недр обязан обеспечить полноту и комплексность использования предоставленного ему участка недр.
При этом в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 22 Закона "О недрах" пользователь недр имеет право использовать добытое минеральное сырье только в соответствии с лицензией на пользование недрами и, соответственно, целевым назначением такой лицензии. В случае открытия в процессе геологоразведочных работ нового вида попутного полезного ископаемого, не указанного в лицензии, пользователь недр в отношении него не будет иметь прав на дальнейшее использование и реализацию.
Указанное обстоятельство приводит к отсутствию мотивации недропользователей проводить комплексное геологическое изучение в целях поиска полезных ископаемых, попутных к основному полезному ископаемому, указанному в лицензии на пользование недрами.
В результате государство недополучает прирост запасов, прежде всего в отношении драгоценных (золото, серебро, металлы платиновой группы), цветных (вольфрам, молибден, олово и др.) и редких металлов (литий, скандий, германий, рений, редкоземельные металлы и др.)? нерудных полезных ископаемых, которые с учетом геологических закономерностей зачастую сопутствуют другим видам полезных ископаемых. Компании теряют дополнительную прибыль от возможной реализации попутных полезных ископаемых, государство недополучает соответствующие налоговые поступления.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 279-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в качестве пилотного проекта были внесены изменения, предусмотревшие механизм включения в лицензии на пользование недрами права добычи попутных полезных ископаемых для государственных компаний.
С учетом положительной практики реализации указанного Федерального закона законопроектом предлагается распространить механизм вовлечения в отработку попутных полезных ископаемых на всех пользователей недр.
Исходя из критериев отнесения к попутным полезным ископаемым принципиального изменения содержания лицензии на пользование недрами в случае расширения ее целевого назначения не произойдет; их добыча возможна только совместно с основным полезным ископаемым, предоставленным по соответствующей лицензии.
Критерии отнесения полезных ископаемых к попутным полезным ископаемым регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 г. N 963.
Законопроектом предлагается предусмотреть возможность пользователей недр, ведущих разведку и добычу углеводородного сырья, осуществлять в границах предоставленных им горных отводов на основании утвержденного технического проекта добычу полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, извлекаемых при разработке нефтегазовых месторождений.
По действующему законодательству Российской Федерации о недрах попутная добыча подземных вод при разработке месторождений углеводородного сырья допускается в рамках лицензии на пользование недрами исключительно для собственных производственных и технологических нужд, без права извлечения содержащихся в такой воде компонентов.
Подземные воды с ценными компонентами, такими как йод, бром, бор, магний, калий, литий, рубидий, цезий, стронций, германий и др., для извлечения из воды этих компонентов подлежат постановке на государственный баланс запасов полезных ископаемых в качестве промышленных подземных вод. Ценные компоненты таких вод также подлежат государственному учету.
Например, в Иркутской области, Республике Саха (Якутия), Красноярском крае и ряде других регионов России распространены подземные литиеносные воды, сопутствующие нефтегазоносным залежам, в том числе разрабатываемым.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 19.1 Закона "О недрах", предусмотрев возможность пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, осуществлять на основании утвержденного технического проекта в границах предоставленных им горных отводов добычу полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья, и извлекаемых при разработке месторождений углеводородного сырья, включая добычу полезных ископаемых из попутных вод и вод, использованных для собственных производственных и технологических нужд.
Это позволит нефтегазовым компаниям оперативно организовать извлечение полезных компонентов (прежде всего лития, йода, бора) из подземных вод, извлекаемых из недр при добыче углеводородного сырья и подлежащих обратной закачке в пласт согласно проектному документу.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в статью 2.1 Закона "О недрах" в части отнесения к участкам недр федерального значения только участков, содержащих коренные (рудные) месторождения лития для цели исключения из участков недр федерального значения месторождений лития в растворенном виде в подземных водах.
Указанное изменение обусловлено тем, что в настоящее время участки недр, содержащие месторождения лития (как рудные, так и находящиеся в растворенном виде в подземных водах), относятся к участкам недр федерального значения.
Право пользования участками недр федерального значения (в том числе для добычи лития из подземных вод) предоставляется либо по результатам аукциона, либо по факту первооткрывательства (после постановки запасов лития на государственный баланс) по решению Правительства Российской Федерации.
В силу того, что государственным балансом запасов полезных ископаемых литий учитывается только в коренных (рудных) месторождениях, а технологическая возможность и экономическая целесообразность его извлечения из попутного гидроминерального сырья пока не имеют промышленного подтверждения, предлагаемая мера не нанесет ущерба стратегическим интересам и национальной безопасности Российской Федерации.
За Правительством Российской Федерации сохранится возможность принятия решения об отказе в предоставлении лицензии для иностранного инвестора при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства по участкам недр, содержащим коренные (рудные) месторождения лития.
Внесение указанных изменений позволит организовать извлечение полезных компонентов, в том числе лития, из попутных или дренажных подземных вод, а также стимулировать создание аналогичных производств у других пользователей недр, добывающих попутные или дренажные подземные воды, но не извлекающих из них попутные полезные компоненты, включая литий, в силу отсутствия механизма получения прав на извлечение полезных компонентов и возможного отнесения участка недр с литиеносными подземными водами к участкам недр федерального значения.
Предлагаемые меры будут способствовать решению задач создания в Российской Федерации импортозамещающих производств лития, йода, бора и других полезных компонентов.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Включение в законопроект положения о вступлении некоторых его положений в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования обусловлено необходимостью подготовки подзаконного нормативно-правового регулирования в реализацию законопроекта.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования добычи попутных полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования добычи попутных полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не регламентирует вопросы, указанные в части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования добычи попутных полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья" будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных данным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования добычи попутных полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования добычи попутных полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования добычи попутных полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования добычи попутных полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья" не потребует принятия актов Президента Российской Федерации.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования добычи попутных полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья" потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации:
постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118".
Обоснование необходимости подготовки: внесение изменений в статью 19.1 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - терминологическая корректировка в отношении добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья, и извлекаемых при разработке месторождений углеводородного сырья; предмет и содержание правового регулирования - уточнение наименования проектной документации.
Сроки подготовки: к сроку принятия законопроекта ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители - Роснедра;
постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219".
Обоснование необходимости подготовки: внесение изменений в статью 19.1 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: установление полномочия федерального органа управления государственным фондом недр по регламентации порядка добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья.
Сроки подготовки: установленные после принятия предлагаемого проекта федерального закона.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования добычи попутных полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья" потребует принятия следующих ведомственных нормативных правовых актов:
приказа Минприроды России "Об утверждении Порядка добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд".
Обоснование необходимости подготовки: внесение изменений в статьи 3 и 19.1 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: регламентация порядка добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд.
Сроки подготовки: установленные после принятия предлагаемого проекта федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.