Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 790699-7 "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части реализации государственных мер по установлению досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части реализации государственных мер по установлению досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы вносится с учетом обращений граждан, в основном родственников, в том числе трудоспособных детей, осуществлявшим уход за родителями - инвалидами 1 группы, и они не могли работать, так как вынуждены были постоянно ухаживать за лежачими родителями - инвалидами 1 группы.
Представляется необоснованным различие в правовом регулировании, когда родителям детей инвалидов с детства 1 группы, воспитавших их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а трудоспособным лицам, в том числе близким родственникам, ухаживающим за родственником - инвалидом 1 группы более 8 лет, такое право не предоставлено.
Граждане обоснованно ставят вопросы о необходимости установления трудоспособным лицам, в том числе ближайшим родственникам, осуществляющим постоянный уход за родственниками-инвалидами 1 группы, права на назначение досрочной пенсии по старости на одинаковых условиях с опекунами инвалидов с детства, при наличии страхового (трудового) стажа у мужчин не менее 20 лет, у женщин - не менее 15 лет, в соответствии с нормами статьи 32 вышеуказанного Федерального закона N 400-ФЗ, и с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 этого же Федерального закона, на 1 год и 6 месяцев ухода за инвалидом 1 группы.
Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж как иные периоды.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2.10.2014 года N 1015, определен порядок подтверждения периода ухода за инвалидами 1 группы, который засчитывается в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Данный Порядок, утвержденный Правительством России, позволяет решить вопросы учета периодов ухода за инвалидами 1 группы трудоспособными лицами, в том числе близкими родственниками, при их зачете в страховой стаж, требуемый при установлении досрочной страховой пенсии по старости.
Законопроектом предлагается в пункте 1 части 1 статьи 32 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2018, N 41, ст. 6190) после слов "опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет," дополнить словами "трудоспособным лицам, осуществлявшим постоянный уход за инвалидами 1 группы, достигшим возраста: мужчины 55 лет, женщины 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет,".
Предлагаемое в законопроекте дополнение пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона позволит восстановить справедливый подход к оценке труда граждан, осуществляющим уход за лежачими инвалидами 1 группы на дому, что неимоверно трудно во всех отношениях, и в финансовых, и медицинских и социально-бытовых условиях. Более того, эти граждане, не имеют никаких источников существования, кроме компенсационных выплат на лиц, осуществляющих уход за инвалидами 1 группы , составляющих, по общему правилу, 1200 рублей в месяц, при том, что для ее получения необходимо отсутствие иного дохода у лица, осуществляющего уход. Очевидно, размер этой компенсации не может считаться полноценным доходом лица, осуществляющего уход за нетрудоспособным, поскольку установленная сумма компенсации значительно меньше уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. Кстати, размер этой компенсационной выплаты, установленный в 2008 году, не менялся уже более 10 лет.
Согласно статистике Пенсионного фонда Российской Федерации в Российской Федерации в 2018 году насчитывалось 1 433 011 инвалидов I группы. В настоящее время вопросы оплаты за осуществление ухода за тяжело больными гражданами - инвалидами и престарелыми, особенно на дому, недостаточно урегулированы на законодательном уровне.
Основными нормативными правовыми актами в этой сфере являются: Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", а также постановление Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 N 343 (в редакции от 30.10.2018) "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет".
Существующая система компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за инвалидами и престарелыми, нуждающимся в постороннем уходе, на дому, абсолютно не соответствует нормам о социальном государстве, декларированным в статье 7 Конституции РФ.
В первом квартале 2019 года размер прожиточного минимума для всего населения России установлен на уровне 10 444 рубля (средний). Для трудоспособного населения эта величина в первом квартале 2019 года составляет 11 280 рублей, для пенсионеров - 8 583 рублей. А реальность такова, что трудоспособный гражданин, осуществляющий уход за нетрудоспособным инвалидом 1 группы сегодня фактически находится за чертой бедности.
Если инвалид или престарелый находится в стационарном учреждении (доме-интернате для престарелых и инвалидов), то государство тратит на него в месяц от 70 до 100 тыс. рублей. Таким образом, предложенные изменения в статью 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" позволят, оказать трудоспособным лицам, осуществляющим уход на дому за инвалидами 1 группы, государственную поддержку в виде установления им законом права на назначение досрочной пенсии по старости на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста.
Данная новация поможет сэкономить бюджетные средства и улучшить качество жизни инвалидов и престарелых, а также оказать государственную поддержку сами гражданам, близким родственникам, осуществлявшим уход за тяжелыми больными инвалидами 1 группы.
В завершение можно констатировать, что принятие данного законопроекта позволит сократить количество безработных граждан, улучшить качество жизни инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в посторонней помощи, снизить нагрузку на стационарные интернаты для инвалидов и престарелых.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части реализации государственных мер по установлению досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части реализации государственных мер по установлению досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы" потребует выделения дополнительных средств для перечисления Пенсионному фонду Российской Федерации трансферта из федерального бюджета на 2020 год.
Объем средств федерального бюджета, который потребуется для финансирования выплаты досрочных страховых пенсий по старости, назначаемых трудоспособным гражданам, осуществлявшим уход за инвалидами 1 группы, будет определен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации по результатам проводимого общероссийского мониторинга по установлению реальной численности категории бедных граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке, в рамках национальной программы по борьбе с бедностью в Российской Федерации, принятой во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Перечень
федеральных законов подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части реализации государственных мер по установлению досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части реализации государственных мер по установлению досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы" потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
"О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов";
"О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.