Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 792111-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" подготовлен в связи с неоднократными обращениями лауреатов премии Правительства Российской Федерации об отказе органами Пенсионного фонда Российской Федерации в установлении права на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
В настоящее время Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия по установлению премий Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 17.12.1997 года N 2-ФКЗ (в редакции Указа от 28.12.2016 года "О Правительстве Российской Федерации" и пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21.06.2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры".
Правительством Российской Федерации как высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации учреждены восемь видов правительственных премий:
1) премии Правительства Российской Федерации в области качества;
2) премии Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации;
3) премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники;
4) премии Правительства Российской Федерации в области образования;
5) премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых;
6) премии Правительства Российской Федерации в области печатных средств массовой информации;
7) премии Правительства Российской Федерации в области культуры;
8) премии Правительства Российской Федерации за вклад в развитие народного творчества.
Из всех правительственных премий только премии Правительства Российской Федерации в области качества присуждается исключительно организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества.
Что касается других правительственных премий, то награждаемыми субъектами являются физические лица как индивидуально, так и в составе авторских (творческих) коллективов.
Составляющими федеральных правительственных премий являются:
1) денежная часть премии;
2) звание лауреата премии;
3) диплом лауреата премии;
4) почетный знак лауреата премии;
5) удостоверение к почетному знаку.
Звание лауреата премии Правительства Российской Федерации присваивается только тем гражданам, кто удостоен премий в области науки и техники, в области науки и техники для молодых ученых и в области образования.
Как зафиксировано в большинстве положениях о премиях Правительства Российской Федерации, почетный знак лауреата премии Правительства Российской Федерации носится на правой стороне груди выше государственных наград рядом с почетным знаком лауреата Государственной премии Российской Федерации. Указанный подход к размещению внешнего атрибута этой награды на груди указывает на его высокий статус, который придает ему Правительство Российской Федерации.
В соответствии с Положением "О государственных наградах Российской Федерации", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года N 442 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.01.1999 года N 19 на правой стороне груди носятся ордена, не имеющие колодок, а также нагрудные знаки к почетным званиям.
Правительству Российской Федерации с учетом принятия предлагаемого Федерального закона необходимо будет провести дополнительную работу по унификации правового статуса лауреатов всех восьми видов премий Правительства Российской Федерации, в том числе по размеру денежной составляющей премий.
Принятие данного Федерального закона безусловно позволит стимулировать научно-техническое развитие страны, достойно оценить вклад граждан, в том числе молодых талантливых ученых, за их выдающиеся достижения в науке, промышленности, в сфере образования, культуры, в области печатных средств массовой информации, укрепить кадровый потенциал в экономике страны.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета для финансирования расходов при назначении и выплаты гражданам, присвоенным звание лауреата премии Правительства Российской Федерации, дополнительного ежемесячного материального обеспечения (далее - ДЕМО) в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 04.03.2002 года "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" в размере 330 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпунктом 2 пункта 1 статьи 1" следует читать "подпунктом 2 пункта 1 статьи 2"
В настоящее время размер ДЕМО составит 330% х 5283,84 рубля (размер социальной пенсии) = 32 683,2 рубля.
Количество граждан, удостоенных звания лауреатов премии Правительства Российской Федерации, в различных областях может составить свыше 4025 человек, в том числе:
1) в области качества - 12 премий только организациям с 1997 года;
2) премии имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации - свыше 50 лауреатов;
3 премии (персонально творческим работникам и театральным коллективам) с 1996 года;
3) в области науки и техники - свыше 860 лауреатов,
50 премий с 1995 по 1998 год;
15 премий с 1999 по 2004 год;
40 премий с 2005 по 2020 год;
4) в области образования - всего более 1240 лауреатов.;
15 премий (в случае авторского коллектива не более 5 чел.) с 1996 года;
20 премий (в случае авторского коллектива не более 5 чел.) с 2006 года;
10 премий (в случае авторского коллектива не более 5 чел.) с 2014 года;
5) в области науки и техники для молодых ученых - свыше 410 лауреатов,
7 премий (персонально и ученому коллективу до 5 чел.) с 2005 года;
6) в области печатных средств массовой информации - свыше 710 лауреатов;
10 премий (в случае авторского коллектива не более 5 чел.) с 2005 года;
7) в области культуры - свыше 560 лауреатов
10 премий с 2005 года;
15 премий с 2008 года;
20 премий с 2009 года;
25 премий с 2010 года;
12 премий с 2017 года. Авторский коллектив не более 3 человек.
8) за вклад в развитие народного творчества - 195 лауреатов.
15 персональных премий с 2007 года.
Общие расходы федерального бюджета, необходимые для финансирования выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) лауреатам премий Правительства Российской Федерации в 2020 году может составить 1576 млн. рублей.
32 683 рубля (ДЕМО) х 4 025 чел. = 131,549 млн. рублей в месяц.
Годовая сумма ДЕМО составит:
131,549 млн. руб. х12 мес. = 1 578,589 млн. рублей
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" потребует учета дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и внесения изменений при подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.