Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 721833-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья)"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 721833-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья)", внесенный депутатом Государственной Думы М.В. Щаповым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 50, 56 и 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым в бюджеты субъектов Российской Федерации устанавливается зачисление налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья по нормативу 30 процентов, а нормативы зачисления налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в федеральный бюджет уменьшаются со 100 процентов до 70 процентов. Вместе с тем, обоснования предложенных размеров нормативов зачисления указанных доходов отсутствуют.
Комитет отмечает, что субъекты Российской Федерации имеют различный потенциал природных ресурсов, и суммы поступлений от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья значительно различаются в субъектах Российской Федерации в зависимости от наличия (количества) на их территории соответствующих природных ресурсов. В связи с этим реализация законопроекта приведет к росту дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню их бюджетной обеспеченности.
Кроме того, недра и находящееся в них минеральное сырье не являются собственностью субъекта Российской Федерации, а являются общенациональным достоянием, поэтому доходы от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья полностью зачисляются в федеральный бюджет.
Комитет считает, что предлагаемое перераспределение указанного налога приведет к неравенству бюджетных прав тех субъектов Российской Федерации, чьи налоговые доходы не формируются за счет поступлений от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, а также снизит возможность федерального бюджета по оказанию помощи дотационным регионам.
По оценке Правительства Российской Федерации, в случае принятия законопроекта выпадающие доходы федерального бюджета составят 1,8 трлн. рублей в условиях 2019 года (порядка 9,5% от общей суммы доходов федерального бюджета).
Правительство Российской Федерации отмечает, что зачисление 30% налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в бюджеты субъектов Российской Федерации приведет к снижению у регионов заинтересованности в развитии собственной налоговой базы.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации объем доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья подвержен значительным колебаниям в зависимости от мировых цен на углеводороды, что может создать риски сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации не поддерживают принятие законопроекта.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 721833-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья)".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.