Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 749021-7 "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Представленным законопроектом предлагается расширить приведенный в подпункте 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон "О таможенном тарифе") круг получателей тарифных льгот в виде освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в связи с введением Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее- НДД), налогоплательщики которого определены в пункте 1 статьи 333.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ).
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что получателями тарифной льготы предполагаются головные компании вертикально-интегрированных нефтяных компаний, чьи дочерние компании являются пользователями недр, соответствующими критериям, приведенным в статье 333.43 НК РФ, при соблюдении условий, установленных в абзацах 2 и 3 подпункта 7 пункта 1 статьи 35 Закона "О таможенном тарифе". Вместе с тем, в самом законопроекте такие критерии и условия применительно к "иным лицам" не прописаны.
С учетом проектируемого упрощенного подтверждения в произвольной письменной форме соблюдения требований к товарам, освобождаемым от уплаты вывозных таможенных пошлин, на которое имеется ссылка в последнем абзаце статьи 1 предлагаемого законопроекта, полагаем, что указанная неопределенность круга получателей тарифных льгот может привести к расширительному толкованию и возможным злоупотреблениям при правоприменении.
Одновременно следует отметить, что норма, приведенная в последнем абзаце статьи 1 законопроекта, требует согласования с действующими положениями пункта 1.3 статьи 35 Закона о тарифном регулировании, согласно которым подтверждение того, что указанные в подпункте 7 пункта 1 статьи 35 названного Закона товары получены (произведены) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, отвечающем условиям, установленным указанным подпунктом, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В частности, данный порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2018 N 1668.
Частью 1 статьи 2 законопроекта предусмотрено, что действие проектируемого федерального закона будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 мая 2019 года. Данное положение должно быть согласовано с нормами статей 66-67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, содержащими определение излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, подлежащих возврату (зачету), а также нормами национального законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.
Кроме того, поскольку реализация положений законопроекта предусматривает возврат сумм вывозных таможенных пошлин и пени, уплаченных "иными лицами" в отношении товаров, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 35 "Закона о таможенном тарифе", полная декларация на которые была подана после 1 мая 2019 года и до истечения 6 месяцев со дня вступления в силу проектируемого федерального закона, обращаем внимание на требования статей 33, 53 и 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Иные замечания, а также замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.