Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 749021-7 "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (об освобождении от вывозных таможенных пошлин нефти, вывозимой и иными лицами),
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет сообщает следующее.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - проект федерального закона) вносит изменение в подпункт 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" в части распространения льготы по уплате вывозной таможенной пошлины не только на организацию - пользователя недр, но также и на иных лиц, осуществляющих вывоз нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом) при наличии соответствующего письменного подтверждения организации, отвечающей условиям, установленным пунктом 1 статьи 333.43 Налогового кодекса Российской Федерации, о выполнении в отношении участка недр, в результате деятельности по добыче углеводородного сырья на котором получены (произведены) соответствующие товары, планируемые к вывозу из Российской Федерации, установленных условий (далее - Подтверждение).
В целом поддерживая концепцию законопроекта, обращаем внимание на следующее.
1. Согласно Пояснительной записке проект федерального закона восстанавливает право на использование льготы иными лицами.
Предлагается действие проекта федерального закона распространить на правоотношения, возникшие с 1 мая 2019 г.
Однако подпункт 7 пункта 1 статьи 35 Закона, установленный Федеральным законом от 19.07.2018 N 201-ФЗ, в который предлагаются изменения, вступил в силу с 1 января 2019 года.
Таким образом, дата - с 1 мая 2019 г. требует дополнительного обсуждения при подготовке законопроекта ко второму чтению.
2. Полагаем, что формулировка "и иные лица", используемая для определения круга получателей тарифных льгот по освобождению от уплаты таможенных пошлин не определена по своему содержанию и требует уточнения. Согласно пояснительной записке к законопроекту речь идет о предоставлении тарифных льгот дочерним компаниям недропользователей. Однако из текста законопроекта этого не следует.
Учитывая, что проектом федерального закона предполагается упрощенная процедура подтверждения соблюдения требований к товарам, освобождаемым от уплаты вывозных таможенных пошлин (предоставление Подтверждения в произвольной письменной форме), полагаем, что указанная неопределенность круга получателей тарифных льгот, а также произвольная письменная форма Подтверждения могут привести к нарушению принципов четкости и ясности, установленных пунктом 3 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс Союза).
3. Предлагаемый в законопроекте термин Подтверждение также не способствует соблюдению указанных выше принципов четкости и ясности, поскольку не согласуется с действующей нормой пункта 1.3 статьи 35 Закона, устанавливающего полномочия Правительства Российской Федерации устанавливать порядок подтверждения того, что указанные в подпункте 7 пункта 1 статьи 35 товары получены (произведены) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, отвечающем условиям, установленным указанным подпунктом.
4. В случае, если при доработке законопроекта ко второму чтению документ "Подтверждение" будет назван иначе, будет определен состав сведений, его структура, полагаем, что для упрощения и оперативности таможенного контроля, а также следуя принципу максимального использования информационных технологий в деятельности таможенных органов, установленного пунктом 3 статьи 1 Кодекса Союза, целесообразно будет предусмотреть представление такого таможенного документа в электронной форме.
5. В пункте 2 статьи 2 законопроекта предусмотрено, что представление Подтверждения "допускается в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Федерального закона".
В случае если при доработке законопроекта ко второму чтению будет сохранено положение о распространении норм законопроекта на правоотношения, возникшие с 1 мая 2019 г., целесообразно будет в пункте 2 статьи 2 предусмотреть не возможное, а обязательное представление Подтверждения. Кроме того, возможно установить различные сроки для представления Подтверждения в отношении товаров, задекларированных в соответствии с полными декларациями на товары, поданными до дня и после дня вступления в силу настоящего федерального закона.
Одновременно, следуя принципам четкости и ясности, необходимо уточнить, что речь идет, в том числе, в отношении товаров, которые вывезены за пределы Российской Федерации на основании временных деклараций на товары, поданных до 1 мая 2019 года.
6. Пункт 2 статьи 2 регулирует вопрос начисления пеней.
Данный вопрос урегулирован статьей 57 Кодекса Союза и статьей 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон)
7. Пунктом 3 статьи 2 предлагается урегулировать вопросы возврата вывозных таможенных пошлин и пеней, уплаченных в отношении вывозимых товаров. Полагаем предлагаемую норму излишней, поскольку возврат (зачет) сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств урегулирован главой 10 Кодекса Союза, а также статьями 67-68 Закона.
8. В последнем абзаце статьи 1 законопроекта говорится о планируемых к вывозу из Российской Федерации товарах, декларируемых в соответствии с полными декларациями на товары. Ко второму чтению необходимо учесть, что в соответствии с частью 15 статьи 102 полные декларации подаются после фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту, в результате невозможности применения льготы по уплате вывозной таможенной пошлины в отношении нефти сырой, добываемой на Тазовском, Куюмбинском, Игнялинском, Новопортовском, Лодочном, Северо-Комсомольском, Юрубчено-Тохомском, Тагульском нефтегазоконденсатных месторождениях, сумма уплаченной вывозной таможенной пошлины за период с 1 января по 30 апреля 2019 г. составила 6,32 млрд. рублей или 1,6 млрд. рублей в месяц.
Таким образом, суммы вывозных таможенных пошлин, уплаченные в отношении указанной нефти сырой после 1 мая 2019 г. и до даты вступления в силу закона, которые будут подлежать возврату, составят порядка 1,5 - 2 млрд. рублей в месяц в зависимости от даты вступления в силу закона.
При этом указанные суммы не могут считаться выпадающими доходами либо расходами федерального бюджета, поскольку данные суммы не планировались в качестве доходов бюджета.
В соответствии с Пояснительной запиской принятие федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Счетная палата концептуальных замечаний не имеет.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 749021-7 "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.