Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 750959-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 750959-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд статей Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), а также дополнить новыми главами 24.2 "Система казначейских платежей" и 24.3 "Казначейское обслуживание".
Предлагаемые изменения закрепляют в Бюджетном кодексе новые положения о системе казначейских платежей, казначейских платежах, едином казначейском счете и казначейском обслуживании, вводятся полномочия Федерального казначейства по управлению ликвидностью единого казначейского счета, осуществлению операций в системе казначейских платежей.
В этой связи в Бюджетный кодекс предлагается ввести новые понятия: система казначейских платежей, казначейский платеж, казначейское обслуживание, казначейский счет, единый счет бюджета, единый казначейский счет и временно свободные средства.
Под системой казначейских платежей понимается совокупность участников и оператора системы казначейских платежей (Федеральное казначейство), взаимодействующих по правилам организации и функционирования системы казначейских платежей, которые устанавливаются новой главой 24.2 "Система казначейских платежей" Бюджетного кодекса. Также в указанную главу вошли нормы, регулирующие основы функционирования единого казначейского счета, управления остатками средств на едином казначейском счете.
Единый казначейский счет представляет собой аналог корреспондентского счета, открытый Федеральному казначейству, аналитический учет по которому ведется в разрезе казначейских счетов. С его помощью будут обеспечиваться расчеты публично-правовых образований и юридических лиц, являющихся прямыми участниками системы казначейских платежей, с контрагентами, находящимися на обслуживании в Центральном Банке Российской Федерации (далее - Банк России) и кредитных организациях. На данном счете будут аккумулироваться средства федерального бюджета, средства иных бюджетов, средства бюджетных, автономных учреждений и получателей средств из бюджета, при их обособленном учете на казначейских счетах.
Законопроектом предусматривается создание инструментов по управлению остатками средств на едином казначейском счете, в том числе развитие прогнозирования движения денежных средств, а также зачисление доходов, полученных от размещения временно свободных средств на соответствующие казначейские счета.
Функционирование системы казначейских платежей предполагает сокращение количества счетов, открытых Федеральному казначейству в Банке России, с более чем 50 000 до 5 - 10 банковских счетов, а также проведение операций внутри системы казначейских платежей без движения денежных средств по банковским счетам, т.е. без участия Банка России.
Такие изменения позволят сократить сроки перевода денежных средств между участниками системы казначейских платежей.
Под казначейским обслуживанием понимается проведение операций участников системы казначейских платежей с денежными средствами с их отражением на соответствующих казначейских счетах. Основы казначейского обслуживания предлагается установить новой главой 24.3 "Казначейское обслуживание" Бюджетного кодекса. В том числе в ней будут отражены виды казначейских счетов, основы казначейского обслуживания исполнения бюджетов, обслуживания операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, средствами Фонда национального благосостояния, средствами бюджетных и автономных учреждений и средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями.
На основании данных казначейского учета о формировании и движении денежных средств на едином казначейском счете, об осуществлении операций по управлению остатками на этом счете будет формироваться казначейская отчетность. В связи с чем в Бюджетном кодексе в новой статье 264.2-1 "Отчетность по операциям системы казначейских платежей" устанавливаются основы ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности Федеральным казначейством в условиях функционирования бюджетных платежей.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, создание системы казначейских платежей также позволит:
повысить оперативность управления ликвидностью единого казначейского счета за счет самостоятельного осуществления Федеральным казначейством операций по краткосрочным заимствованиям и размещению временно свободных средств (с целью увеличения доходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
использовать современные банковские технологии в полном объеме вне зависимости от принадлежности денежных средств к бюджетам публично-правовых образований и (или) к средствам юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями;
снизить транзакционные издержки при осуществлении операций со средствами бюджетов;
повысить доступность и комфортность оплаты государственных и муниципальных услуг для граждан и организаций.
В связи с предлагаемыми изменениями норм Бюджетного кодекса, в Государственную Думу внесен проект федерального закона N 750976-7 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" в целях внесения корреспондирующих изменений.
Комитет и Счетная палата Российской Федерации обращают особое внимание, что отдельные положения законопроекта не учитывают изменения, вносимые в Бюджетный кодекс федеральными законами от 26 июля 2019 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" и от 2 августа 2019 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений". Также необходимо учесть изменения, вносимые Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 278 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
Вступление в силу изменений, вносимых законопроектом, начинается с 1 января 2021 года. При этом соглашения об исполнении бюджетов через органы Федерального казначейства, заключенные между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местными администрациями), органами управления государственными внебюджетными фондами и Федеральным казначейством в соответствии со статьей 168 Бюджетного кодекса, действуют до окончания их срока действия, но не позднее 1 января 2022 года.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием, принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Однако, Комитет отмечает возможную необходимость в материальных затратах на разработку программного обеспечения и обеспечения иных процессов информатизации, необходимых для перехода к системе казначейских платежей, а также на переподготовку кадров для работы в новой системе казначейских платежей.
Согласно информации официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя Министра финансов Российской Федерации А.М. Лаврова, представленной на заседании Комитета, дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на реализацию данного законопроекта не потребуется. В случае появления необходимости дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, Комитет считает необходимым поставить вопрос о соответствующей компенсации из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Счетная палата Российской Федерацией поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению.
На рассматриваемый законопроект в Комитет поступило 67 отзывов законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Все регионы поддерживают концепцию данного законопроекта, при этом представлены некоторые замечания.
Так, Правительством Самарской области отмечается, что проектируемым пунктом 6 статьи 93.6 Бюджетного кодекса субъект Российской Федерации не вправе привлекать бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в случае наличия размещенных в соответствии со статьей 236.1 Бюджетного кодекса временно свободных средств и не вправе осуществлять размещение временно свободных средств при наличии обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счёте бюджета. При том, что договором, заключенным с органом Федерального казначейства, не предусмотрено досрочное погашение казначейского кредита, субъект предлагает дополнить нормой о возможности досрочного погашения бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации.
Правительство Пензенской области обращает внимание, что в проектируемой норме пункта 7.1 статьи 136 Бюджетного кодекса предусмотрено, что "перечисление межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в случаях установленных настоящим Кодексом, может осуществляться в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты", при том, что случаи перечисления межбюджетных трансфертов Кодексом не установлены.
Следует отметить, что вопрос особенностей использования средств, предоставляемых отдельным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (казначейское сопровождение) не нашел отражение в данном законопроекте, при том, что соответствующие нормы ежегодно утверждаются законом о федеральном бюджете. В этой связи Комитет считает необходимым рассмотреть вопрос включения в данный законопроект норм, регламентирующих казначейское сопровождение, при доработке его ко второму чтению.
Кроме того, принятие указанного законопроекта потребует внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, такие как Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иные законодательные акты.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам предлагает принять проект федерального закона N 750959-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении, с учетом его доработки во втором чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.