Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 792837-7 "О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации в части установления дополнительной ответственности должностных лиц, лиц занимающих государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъекта Российской Федерации, а равно главы органа местного самоуправления"
Досье на проект федерального закона
В последнее время оскорбления, допущенные представителями власти в адрес граждан Российской Федерации не являются редкостью. Едкие высказывания чиновников, направленные на унижение чести и достоинства населения, свидетельствуют о явном неуважении к народу, который согласно Конституции Российской Федерации, является носителем суверенитета и единственным источником власти.
Так, 6 марта 2019 г. депутат Волгоградской областной думы от партии "Единая Россия" Гасан Набиев, бывший генеральный директор "Газпром трансгаз Волгоград" на заседании Волгоградской областной думы заявил, что пенсии в восемь тысяч рублей в России, получают исключительно "тунеядцы и алкаши", поскольку "эти люди сами виноваты в своем материальном положении".
Такой вопиющий случай проявления явного неуважения к народу со стороны представителя власти далеко не единственный.
В 2016 г. заместитель председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Анатолий Дроздов в неприличной форме интерпретировал фамилию журналистки "Новой газеты" Александры Гармажаповой.
3 марта 2019 г. глава одного из подразделений "Роскосмоса" Станислав Жарков в ходе дискуссии в социальной сети "Facebook", где обсуждалось переселение жителей "хрущёвок", оскорбил их, обозвав "скотобазой", которая "бухает, колется, бросает мусор в подъезде и орёт по ночам".
Вышеуказанные случаи являются примерами пренебрежения должностными лицами служебной дисциплины, нарушений ими своих должностных обязанностей, так как именно на представителей власти возлагается обязанность осуществлять защиту прав и законных интересов граждан.
В настоящее время в ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ предусмотрена повышенная ответственность для должностных лиц за оскорбление другого лица. Однако, данный административно - правовой запрет не является сдерживающим фактором для представителей власти и случаи проявления явного неуважения должностными лицами к народу, продолжают появляться в средствах массовой информации. При этом, необходимо учитывать и тот факт, что существенная доля подобных инцидентов не придается огласке и позволяет виновным должностным лицам избежать ответственности за совершенное деяние.
В общей теории права, одной из целей наказания является восстановление социальной справедливости, которая обусловлена интегративным свойством наказания. Это означает, что в общественном сознании оно должно восприниматься как справедливое, способное удовлетворить общественное возмущение, вызванное противоправным деянием. При этом, наказание не должно быть чрезмерно мягким, чтобы не породить у виновного лица чувство безнаказанности. Вышеизложенные случаи оскорблений должностными лицами граждан Российской Федерации, свидетельствуют о том, что действующая санкция, предусмотренная ч. 1 и ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ, не является сдерживающим фактором для представителей власти, более того случаи привлечения должностных лиц к административной ответственности по указанному основанию единичны.
Предлагаемый законопроект устанавливает уголовную ответственность за оскорбление совершенное должностным лицом. Объектом данного преступления является честь и достоинство гражданина. Потерпевшими в предлагаемом законопроекте являются как частные лица, так и должностные лица претерпевшие унижение чести и достоинства от своих "коллег по цеху".
Объективная сторона выражается в действиях, содержащих отрицательную обобщенную оценку личности потерпевшего в неприличной форме и унижающих его честь и достоинство. Для наличия состава преступления не имеет значения, соответствовала или нет действительности отрицательная оценка личности потерпевшего. Важно лишь, что эта оценка была дана в неприличной форме.
Неприличная форма рассчитана на то, чтобы вызвать у потерпевшего чувство обиды и унижения, она противоречит общепризнанным правилам поведения людей в обществе.
При этом, оскорбление совершается путем активного поведения: устно, письменно, в том числе в социальных сетях, действием (плевок в лицо, срывание головного убора или одежды, непристойные жесты и т.п.).
Специальным субъектом уголовной ответственности является лицо, которое установлено в качестве субъекта такой ответственности в примечании к ст. 285 УК РФ.
В соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К должностным лицам также относятся государственные гражданские и муниципальные служащие. Данный законопроект предлагает расширить специальную уголовную деликтоспособность вышеуказанных субъектов.
Ст. 319 УК РФ предусматривает уголовную ответственность гражданина за оскорбление представителя власти, однако никакой корреспондирующей ответственности должностных лиц, за оскорбление гражданина уголовным законом не предусмотрено.
В этой связи предлагается "уравнять" правовое положение субъектов публичной власти и граждан Российской Федерации, в части сбалансированного действия уголовной ответственности за оскорбительные высказывания, в целях восстановления социальной справедливости.
Представляется, что на лиц, осуществляющих функции представителя власти, возложена повышенная ответственность, ведь именно они являются тем механизмом, который гарантирует неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации.
Ст. 1 Конституция РФ провозглашает, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Подобные проявления явного неуважения лиц, осуществляющих функции представителей власти в правовом государстве являются недопустимыми, так как прямо нарушают право каждого гражданина на защиту своей чести и доброго имени. Наиболее остро данный вопрос ставится в тех случаях, когда вышеизложенные нарушения прав и свобод граждан допускаются лицами, на которых, возложена обязанность осуществлять защиту указанных прав.
Согласно основному закону страны, все равны перед законом и судом, а государство должно гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина. Любые формы ограничения прав граждан по признакам имущественного или должностного положения, расовой, национальной или религиозной принадлежности не допускаются. Исключения из данного положения Конституцией РФ запрещаются. Таким образом, предлагается исключить законодательную возможность отдельных категорий лиц обладать более широким спектром прав, нести специфические обязанности, в связи например, с занимаемой должностью.
29 марта 2019 г. вступил в силу проект федерального закона N 606596-7 "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вводящего штрафы за оскорбление представителей власти в информационно - телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет"). Указанное обстоятельство предопределило необходимость принятия настоящего проекта закона, как правового инструмента, направленного на поддержание сбалансированного действия ответственности как для лиц, осуществляющих функции представителя власти, так и для граждан, которые вышеуказанные функции не осуществляют.
Принятие законопроекта "О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации в части установления дополнительной ответственности должностных лиц, лиц занимающих государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъекта Российской Федерации, а равно главы органа местного самоуправления" позволит обеспечить более эффективную защиту прав и законных интересов граждан РФ, укрепить систему управления в государстве, а также повысить правовую культуру лиц, осуществляющих функции представителей власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительной ответственности должностных лиц, лиц занимающих государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъекта Российской Федерации, а равно главы органа местного самоуправления"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительной ответственности должностных лиц, лиц занимающих государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъекта Российской Федерации, а равно главы органа местного самоуправления" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительной ответственности должностных лиц, лиц занимающих государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъекта Российской Федерации, а равно главы органа местного самоуправления"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установление дополнительной ответственности должностных лиц, лиц занимающих государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъекта Российской Федерации, а равно главы органа местного самоуправления" потребует принятия корреспондирующих поправок в части первую и вторую статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.