Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьей 286.2 об ответственности за оскорбление, совершенное должностным лицом, при исполнении им своих служебных обязанностей, в отношении другого лица (часть 1), предусматривающей в том числе повышенную ответственность за оскорбление, совершенное в ходе публичного выступления или в средствах массовой информации, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а равно главой местного самоуправления, с применением насилия, с причинением тяжких последствий (части 2, 3 и 4).
Согласно пояснительной записке установление уголовной ответственности должностных лиц за указанные деяния позволит обеспечить более эффективную защиту прав и законных интересов граждан, укрепить систему управления в государстве, а также повысить правовую культуру лиц, осуществляющих функцию представителей власти.
По законопроекту полагаем необходимым отметить следующее.
Статья 130 УК РФ "Оскорбление" в целях дальнейшей гуманизации уголовного законодательства была декриминализирована Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ с одновременным установлением за такое деяние административной ответственности в статье 5.61 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Согласно сведениям, предоставленным Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, за оскорбление другого лица административному наказанию в 2018 году подвергнуты 13 962 лица, из них 60 должностных лиц; в 2017 году - 14 308 лиц, из них 68 должностных лиц; в 2016 году - 14519 и 120 лиц соответственно.
Таким образом, данные официальной судебной статистики свидетельствуют о достаточно активном применении мер административной ответственности к должностным лицам, признанным виновными по статье 5.61 КоАП РФ. При этом приведенное автором законопроекта утверждение о чрезмерной мягкости административного наказания, не достигающего целей восстановления социальной справедливости и предупреждения правонарушений, и необходимости криминализации в связи с этим рассматриваемого деяния, недостаточно аргументировано.
Представляется, что в пояснительной записке к проекту федерального закона должны быть отражены конкретные факты, свидетельствующие о явной недостаточности имеющихся средств правовой защиты, распространенности и общественной опасности подобных деяний, и, как следствие, позволяющие сделать однозначный вывод о целесообразности возвращения в Уголовный кодекс Российской Федерации нормы, предусматривающей ответственность за оскорбление.
Следует также отметить, что в случае реализации данного законопроекта в правоприменительной практике возникнут трудности, обусловленные наличием конкуренции между предлагаемым составом преступления и статьей 286 УК РФ в части ответственности за оскорбление, совершенное должностным лицом с применением насилия или угрозой его применения. При этом должностные лица будут нести существенно более мягкое наказание, поскольку в санкции проектной части 4 статьи 286.2 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет, тогда как в санкции части 3 статьи 286 УК РФ - от трех до десяти лет.
Кроме того, по нашему мнению, в диспозиции проектной статьи целесообразно раскрыть, что следует понимать под оскорблением другого лица, по аналогии с тем, как это определено в действующей статье 5.61 КоАП РФ или в утратившей силу статье 130 УК РФ.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Верховного Суда РФ от 6 июня 2019 г. N 4-ВС-3750/19 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 792837-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительной ответственности должностных лиц, лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъекта Российской Федерации, а равно главы органа местного самоуправления"
Текст письма опубликован не был