Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 793047-7 "Об упразднении некоторых районных судов Свердловской области, образовании и упразднении постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Свердловской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Свердловской области, образовании и упразднении постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Свердловской области " (далее - законопроект) разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьями 3, 32, 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Принятие законопроекта позволит привести устройство судебной системы в Свердловской области в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.
Законопроектом предлагается упразднение некоторых малосоставных судов (со штатной численностью 2-3 судьи) путем передачи их функций более крупным по численному составу судей районным судам.
В соответствии с пунктом 3 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе: коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей - пятой, 132 частями третьей - пятой, 134 частями четвертой - шестой, 208 частью первой, 209, 210 частями первой, третьей и четвертой, 211 частями первой - третьей, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353 - 358, 359 частями первой и второй, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В настоящее время на территории Свердловской области действуют Слободо-Туринский районный суд и Байкаловский районный суд со штатной численностью две единицы, что делает невозможным реализацию требований Конституции Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дел коллегией из трех судей.
Анализ нагрузки судей районных судов, указанных в законопроекте, в течение нескольких лет и отсутствие перспективы увеличения численности населения этих районов свидетельствуют о нецелесообразности введения в судах дополнительных единиц судей. В этом случае нагрузка на каждого из судей указанных районных судов по рассмотрению дел будет значительно ниже среднеобластного показателя. Средняя нагрузка в Слободо-Туринском и Байкаловском районных судах Свердловской области составила:
Наименование суда |
Нагрузка на одного судью |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|
Слободо-Туринский районный суд |
49,3 |
33,0 |
25,5 |
Байкаловский районный суд |
23,4 |
25,0 |
21,8 |
Среднеобластной показатель |
34,0 |
36,1 |
28,4 |
Кроме того, увеличение штатной численности судей в каждом из указанных районных судов до минимально необходимых трех единиц потребует изыскания дополнительных помещений для размещения судов, что соответственно повлечет дополнительные расходы на материально-техническое обеспечение судей и работников аппаратов судов.
Аналогичная ситуация на протяжении нескольких последних лет складывается в трех составных судах: Заречном, Новолялинском и Тугулымском районных судах Свердловской области. Показатель нагрузки при рассмотрении судебных дел в этих судах стабильно ниже среднеобластного показателя:
Наименование суда |
Нагрузка на одного судью |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|
Заречный районный суд |
17,6 |
30,7 |
23,1 |
Новолялинский районный суд |
20,4 |
19,1 |
28,9 |
Тугулымский районный суд |
21,4 |
24,0 |
20,2 |
Среднеобластной показатель |
34,0 |
36,1 |
28,4 |
Экономически нецелесообразно содержать здание в селе Таборы Таборинского района Свердловской области, в котором находится постоянное судебное присутствие Тавдинского районного суда Свердловской области. Судьями Тавдинского районного суда Свердловской области:
в 2016 году рассмотрено 1407 гражданских дел, из них постоянным судебным присутствием в селе Таборы - 43 дела (3,1 процента); 168 уголовных дел, из них постоянным судебным присутствием в селе Таборы - 3 дела (1,7 процента);
в 2017 году рассмотрено 1027 гражданских дел, из них постоянным судебным присутствием в селе Таборы - 51 дело (4,9 процента); 180 уголовных дел, из них постоянным судебным присутствием в селе Таборы - 7 дел (3,9 процента);
с 1 января по 1 сентября 2018 года рассмотрено 630 гражданских дел, из них постоянным судебным присутствием в селе Таборы - 38 дел (6,03 процента); 123 уголовных дела, из них постоянным судебным присутствием в селе Таборы - 2 дела (1,6 процента).
Таким образом, постоянным судебным присутствием Тавдинского районного суда Свердловской области рассматривается незначительное количество дел. Кроме того, с 2016 года в Таборинском районе наблюдается естественная убыль населения.
Максимальная удаленность населенных пунктов от районного центра - села Таборы составляет 89 километров, при этом две трети населенных пунктов не имеют автотранспортного сообщения с районным центром, так как имеется естественное препятствие в виде реки Тавда, что создает дополнительные трудности в транспортном сообщении и требует организации водных переправ. Расстояние между селом Таборы и городом Тавда составляет 87 километров. Большинство населенных пунктов Таборинского района приближены к городу Тавда.
Судьи Тавдинского районного суда Свердловской области в исключительных случаях могут назначать выездные судебные заседания в селе Таборы.
В случае принятия законопроекта упразднение вышеуказанных районных судов с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия другим районным судам Свердловской области позволит равномерно распределить нагрузку на судей укрупненных районных судов, что в конечном итоге приведет к сокращению сроков рассмотрения дел и повышению качества их рассмотрения.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации. Исходя из положений указанной статьи предлагается упразднить:
Заречный районный суд Свердловской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Белоярского районного суда Свердловской области;
Байкаловский районный суд Свердловской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Ирбитского районного суда Свердловской области;
Тугулымский районный суд Свердловской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Талицкого районного суда Свердловской области;
Слободо-Туринский районный суд Свердловской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Туринского районного суда Свердловской области;
Новолялинский районный суд Свердловской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Верхотурского районного суда Свердловской области;
постоянное судебное присутствие Тавдинского районного суда Свердловской области в селе Таборы Таборинского района Свердловской области.
Штатная численность судей и работников аппаратов из упраздненных судов будет передана в указанные районные суды.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, в составе Ирбитского районного суда Свердловской области законопроектом предусматривается образование постоянного судебного присутствия в селе Байкалово Байкаловского района Свердловской области; в составе Талицкого районного суда Свердловской области - постоянного судебного присутствия в поселке городского типа Тугулым Тугулымского района Свердловской области; в составе Туринского районного суда Свердловской области - постоянного судебного присутствия в селе Туринская Слобода Слободо-Туринского района Свердловской области; в составе Верхотурского районного суда Свердловской области - постоянного судебного присутствия в городе Новая Ляля Новолялинского района Свердловской области.
Образование в составе Белоярского районного суда Свердловской области постоянного судебного присутствия в городе Заречном Свердловской области законопроектом не предусматривается, поскольку расстояние между поселком Белоярский и городом Заречным Свердловской области составляет около 17 километров и имеется постоянное автомобильное сообщение.
В поселке Белоярский находятся отдел полиции N 29 Межмуниципального отдела МВД России "Заречный", следственный отдел по городу Заречный Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, Белоярская межрайонная прокуратура, Белоярский районный отдел судебных приставов, территориальный участок в поселке Белоярский Межрайонной ИФНС России N 29 по Свердловской области.
В городе Ирбите находятся Межмуниципальный отдел МВД России "Ирбитский", Ирбитский межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, Ирбитская межрайонная прокуратура, отдел судебных приставов по Ирбитскому и Байкаловскому районам, Межрайонная ИФНС России N 13 по Свердловской области.
В городе Талице находятся Межмуниципальный отдел МВД России "Талицкий", Талицкий межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, Прокуратура Талицкого района, отдел судебных приставов по Талицкому и Пышминскому районам, территориальный участок в городе Талица Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области.
В городе Туринске находятся отдел МВД России по Туринскому району, Туринский межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, Прокуратура Туринского района, Туринский районный отдел судебных приставов, территориально обособленное рабочее место в городе Туринске Межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области.
В городе Верхотурье находятся отдел полиции N 33, Верхотурский межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, Прокуратура Верхотурского района, Верхотурский районный отдел судебных приставов Свердловской области, территориальный участок в городе Верхотурье Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области.
В населенных пунктах, на территории которых образуются постоянные судебные присутствия:
в селе Туринская Слобода находятся отдел полиции N 27 Межмуниципального отдела МВД России "Байкаловский", Туринский межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, Прокуратура Слободо-Туринского района, Слободо-Туринский районный отдел судебных приставов, территориальный участок в селе Туринская Слобода Межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области;
в поселке городского типа Тугулым находятся отдел МВД России по Тугулымскому району, Талицкий межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, Прокуратура Тугулымского района, Тугулымский районный отдел судебных приставов, территориальный участок в поселке Тугулым Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области;
в селе Байкалово находятся Межмуниципальный отдел МВД России "Байкаловский", Прокуратура Байкаловского района, отдел судебных приставов по Ирбитскому и Байкаловскому районам, территориально обособленное рабочее место в селе Байкалово Межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области;
в городе Новая Ляля находятся Межмуниципальный отдел МВД России "Новолялинский", Верхотурский межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, Прокуратура Новолялинского района, Новолялинский районный отдел судебных приставов, обособленное подразделение в городе Новая Ляля Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области.
Таким образом, упразднение указанных в законопроекте районных судов Свердловской области не повлечет ограничения деятельности по осуществлению правосудия и не нарушит стабильности судебной системы Свердловской области в целом, поскольку вопросы, отнесенные к ведению упраздняемых судов, будут одновременно переданы в юрисдикцию других районных судов Свердловской области.
Принятие законопроекта не повлечет также и ограничения права граждан на доступ к правосудию, так как схема размещения судов не изменится, граждане смогут реализовывать право на обращение в суд с учетом места их проживания посредством обращения в постоянные судебные присутствия.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Свердловской области, образовании и упразднении постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Свердловской области"
Реализация Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Свердловской области, образовании и упразднении постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Свердловской области", предусматривающего передачу полномочий упраздненных районных судов иным районным судам Свердловской области, повлечет дополнительные расходы средств федерального бюджета на изготовление печатей, штампов, вывесок, бланков районных, городских судов, а также служебных удостоверений председателей, судей районных судов и работников аппаратов судов.
Согласно расчету Управления Судебного департамента в Свердловской области на эти цели потребуется 420 тыс. рублей. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией закона, планируется осуществить за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание судов общей юрисдикции.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Свердловской области, образовании и упразднении постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Свердловской области"
В связи с принятием Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Свердловской области, образовании и упразднении постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Свердловской области" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.