Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне от 14 мая 2019 г.
по проекту федерального закона N 636681-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части предотвращения использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях)",
внесенному депутатами Государственной Думы Н.Д. Ковалевым, В.И. Пискаревым, В.Б. Кидяевым и другими
(утв. решением N 116/5)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, наделив органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, полицию и войска национальной гвардии полномочиями по временному ограничению или запрету нахождения беспилотных воздушных судов в отдельных зонах воздушного пространства, пресечению несанкционированного нахождения беспилотных воздушных судов в данных зонах, а также полномочиями по применению специальных средств и оружия для пресечения несанкционированного нахождения беспилотных воздушных судов в отдельных зонах воздушного пространства в оговоренных законопроектом случаях, а также иными полномочиями в целях предотвращения угроз, связанных с несанкционированным использованием беспилотных воздушных судов.
Изменения, предлагаемые для внесения в Воздушный кодекс Российской Федерации, направлены на расширение перечня государственных органов, наделенных полномочиями запрещать или ограничивать использование воздушного пространства, а также перечня государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства.
Как справедливо отмечают авторы законопроекта, в последнее время отмечается значительное увеличение количества случаев нарушений разрешительного порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, допущенных владельцами беспилотных воздушных судов. В ряде случаев указанные нарушения создают угрозу, как для безопасности полетов пилотируемых воздушных судов, так и для безопасности людей и объектов на земле.
При этом в настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрены меры оперативного реагирования органами федеральной службы безопасности, органами государственной охраны, полицией и войсками национальной гвардии при нарушении владельцами беспилотных воздушных судов порядка использования воздушного пространства. На устранение данного пробела направлен указанный законопроект.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по обороне концепцию законопроекта поддерживает.
Вместе с тем, по нашему мнению, отдельные положения законопроекта нуждаются в дополнительном обсуждении:
1) С точки зрения полноты учета в законопроекте государственных органов (организаций) выполняющих специфические задачи в сфере национальной безопасности (например, МЧС, ФСИН, СВР и т.д.);
2) Целесообразности наделения соответствующими полномочиями указанных в законопроекте государственных органов (организаций) по временному ограничению или запрету нахождения в отдельных зонах воздушного пространства только в отношении беспилотных воздушных судов максимальной взлетной массой 30 кг и менее.
При этом следует учесть, что в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации беспилотное воздушное судно определяется как воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот). Следовательно, определением не охватываются беспилотные летательные аппараты, имеющие автономное (частично автономное) управление, например, если профиль полета заранее запрограммирован (на наш взгляд, в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года N 138, дано более удачное определение (абзац восьмой пункта 2);
3) Целесообразности распространения проектируемых норм на сверхлегкие воздушные суда максимальной взлетной массой 115 кг и менее, а также на аэростаты, дирижабли и т.д.;
4) В соответствии с терминологией законопроекта соответствующие государственные органы наделяются ограничительными или запретительными полномочиями "в отдельных зонах воздушного пространства". При этом в соответствии со статьей 15 Воздушного кодекса Российской Федерации структура воздушного пространства Российской Федерации включает в себя, в том числе, зоны обслуживания воздушного движения, специальные зоны, запретные зоны, опасные зоны, зоны ограничений полетов воздушных судов.
В этой связи, как представляется, понятие "отдельные зоны воздушного пространства" требует конкретизации.
5) В соответствии с проектируемым положением пункта 1 статьи 3 законопроекта из-под действия статьи 17 Воздушного кодекса Российской Федерации (в соответствии с которой использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации) выводятся случаи запрещения или ограничения полетов, предусмотренные соответствующими проектируемыми в законопроекте положениями федеральных законов "О федеральной службе безопасности", "О государственной охране", "О полиции" и "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
При этом указанные проектируемые положения не содержат указаний на необходимость издания соответствующими государственными органами нормативных правовых актов в регулируемой сфере, в том числе по определению порядка доведения информации о запрещении или временном ограничении полетов в определенных зонах воздушного пространства до лиц, использующих беспилотные воздушные суда.
Наряду с этим, на наш взгляд, следует согласовать между собой проектируемые положения пунктов 1 и 2 статьи 3 законопроекта, поскольку в соответствии с предлагаемой редакцией пункта 2 статьи 3 законопроекта (новая редакция пункта 1 статьи 18 Воздушного кодекса Российской Федерации) соответствующие государственные органы должны будут осуществлять контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства, утверждаемых Правительством Российской Федерации и уже включающих в себя запреты и ограничения использования воздушного пространства.
По нашему мнению, указанные замечания не носят концептуального характера и могут быть, при необходимости, устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Шаманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.