Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 692483-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О донорстве крови и ее компонентов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 692483-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О донорстве крови и ее компонентов" (в части расширения мер социальной поддержки лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России"), внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Ф.С. Тумусовым, О.А. Ниловым, Д.А. Иониным (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается дополнить новой частью 1.1 статью 23 Федерального закона от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) и установить, что лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", будут иметь право заменить ежегодную денежную выплату на комплекс мер социальной поддержки (бесплатный проезд на определенных видах транспорта, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, льготное приобретение лекарств).
Авторы законопроекта в пояснительной записке указывают, что принятие законопроекта будет способствовать повышению привлекательности донорского движения в Российской Федерации, а также создаст дополнительные меры социальной защиты доноров.
В 2019 году размер ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", составляет 14 145, 98 рублей.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", является расходным обязательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 125-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России". Порядок осуществления и учета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление переданного полномочия устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 25 Федерального закона N 125-ФЗ).
Законопроектом не определен механизм осуществления финансирования расходов в отношении предлагаемого комплекса мер социальной поддержки.
Следует отметить, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствуют необходимые расчеты, позволяющие оценить финансовые последствия его принятия для федерального бюджета, учитывая, что фактически расходы при реализации законопроекта могут значительно превышать объем средств, предусмотренных в настоящее время Федеральным законом от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданного полномочия по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России".
Комитет Государственной Думы по охране здоровья обращает внимание, что по данным Всемирной организации здравоохранения, 62 страны в мире уже достигли уровня 100 процентного безвозмездного донорства крови.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает, что статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 20 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Заключение Правового управления Государственной Думы содержит замечания к законопроекту в части его несоответствия терминологии Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Согласно заключениям Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации законопроект ими не поддерживается.
Таким образом, по мнению Комитета Государственной Думы по охране здоровья, внесение предлагаемых законопроектом изменений в действующее законодательство представляется нецелесообразным.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает проект федерального закона N 692483-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О донорстве крови и ее компонентов" и рекомендует его отклонить в первом чтении.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 18 июля 2019 года (протокол N 100).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.