Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 794265-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 8 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 8 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях совершенствования порядка наделения полномочиями членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно действующему порядку формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть наделен только депутат данного органа. В случае, если на день досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации будет установлено, что ни одна кандидатура из списка кандидатур, представленного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на момент его избрания, не может быть наделена полномочиями члена Совета Федерации, он наделяет полномочиями члена Совета Федерации депутата законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом частью 5 статьи 3 Федерального закона от 03 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если все депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избраны по одномандатным избирательным округам, депутат этого органа, наделенный полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе совмещать осуществление полномочий члена Совета Федерации и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в части 4 статьи 8 Федерального закона N 229-ФЗ, а также в части 1.1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Норма, позволяющая совмещать полномочия члена Совета Федерации и депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации в случае, если все депутаты данного органа избраны по одномандатным избирательным округам, представляется недопустимой с учетом необходимого в условиях Федерации разграничения предметов ведения и полномочий, исключения конфликта интересов, неравенства статуса депутатов, организационных сложностей.
Так, например, при одобрении проекта закона о поправке к Конституции Российской Федерации одни и те же лица будут участвовать в голосовании дважды: при одобрении проекта в Совете Федерации и в региональном парламенте, в то время как конституционные положения требуют четкого разделения инстанций при решении данного вопроса. Определенные сложности могут вызывать и вопросы, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
Таким образом, запрет совмещения осуществления представительной власти на разных уровнях является существенной гарантией самостоятельности субъектов Российской Федерации в осуществлении государственной (в том числе представительной) власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федеральных органов государственной власти по предметам совместного ведения.
Следует отметить, что возможность совмещения указанных полномочий нарушает конституционное равенство субъектов Российской Федерации, их симметрию. Кроме этого такое совмещение нарушает, с одной стороны, равенство статуса депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а, с другой стороны, равенство статуса членов Совета Федерации. Статус и тех, и других не может зависеть от избирательной системы субъекта Российской Федерации.
Проектом федерального закона исключается возможность совмещения осуществления полномочий члена Совета Федерации и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предложенные законопроектом изменения позволят усовершенствовать порядок наделения полномочиями членов Совета Федерации, предоставят дополнительную гарантию самостоятельности субъектов Российской Федерации в осуществлении государственной (в том числе представительной) власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федеральных органов государственной власти по предметам совместного ведения, позволят сохранить конституционное равенство субъектов Российской Федерации, равенство статуса депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и равенство статуса членов Совета Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 8 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 8 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 8 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 8 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.