Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 794451-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также реализация положений, предусмотренных частью 1 статьи 9, частью 2 статьи 36, статьей 58 Конституции Российской Федерации, реализуется, в том числе, путем применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии с Докладом о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2016 году на территории Российской Федерации не используется по целевому назначению около 51,85 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, что составляет 13,6% от общей площади земель указанной категории в стране. Наличие обширных площадей неиспользуемых сельскохозяйственных угодий представляет собой серьезное препятствие для дальнейшего развития сельского хозяйства в Российской Федерации. Эта проблема создает комплекс негативных последствий: снижается не только экономическая отдача от сельского хозяйства, но и его потенциал, так как неиспользуемые сельскохозяйственные угодья постепенно теряют качества, необходимые для сельскохозяйственного производства.
На текущий момент необходимо не только более активно привлекать к ответственности за неиспользование земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий по целевому назначению, иные нарушения земельного законодательства, но эффективнее использовать механизм, понуждающий землепользователя устранить допущенное правонарушение. Действующее законодательство в сфере контрольно-надзорной деятельности предусматривает, что государственные земельные инспекторы могут выносить предписания об устранении признаков земельного правонарушения, выявленных только в процессе собственных проверок. По проверкам земельного законодательства, инициированным прокуратурой, полицией, органами местного самоуправления, несмотря на то, что дело об административном правонарушении возбуждает орган государственного земельного надзора, выносить обязательные для исполнения предписания по вопросам устранения признаков и последствий земельного правонарушения не имеет права.
В Калужской области органами местного самоуправления активно осуществляется муниципальный земельный контроль за соблюдением органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований федерального и регионального земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. Статистика показывает, что в 2017-2018 г.г. Управлением Россельхознадзора по Калужской области около 80% административных дел рассматривается по актам проверок органов муниципального земельного контроля, т.е. по всем этим нарушениям предписания выдаются органом (должностным лицом), осуществляющим муниципальный контроль, также ими осуществляется контроль за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений. В 2017 г. органами местного самоуправления было выдано 811 предписаний, по ранее выданным предписаниям было проведено 816 внеплановых проверок, по 198 случаям переданы материалы в судебные органы по ч.1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В 2018 году в регионе муниципальными земельными инспекторами проведено 2009 проверок, в основном, в отношении физических лиц в связи с мораторием на проверки малого и среднего бизнеса, по результатам которых выявлено 624 факта нарушений земельного законодательства, 272 случая административных правонарушений против порядка управления (невыполнение законного предписания органов и должностных лиц, осуществляющих земельный контроль ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Сумма административных штрафов, наложенных мировыми судьями, на виновных составила 71,4 тыс. руб., поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Установленный размер административного штрафа для граждан - от 300 до 500 рублей не создает необходимых стимулов для исполнения предписаний правообладателями земельных участков, и, соответственно, активной работы муниципальных земельных инспекторов в данном направлении.
В связи с многочисленными обращениями органов местного самоуправления о необходимости внесения изменений в действующее законодательство в части увеличения административных штрафов, налагаемых на граждан, должностных лиц и юридических лиц за невыполнение законного предписания органов и должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, Законодательным Собранием Калужской области подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления административной ответственности правообладателей земельных участков за невыполнение законного предписания органов и должностных лиц, осуществляющих земельный контроль).
Правоприменители полагают, что указанные штрафы должны быть уравнены с ответственностью, предусмотренной частями 25 и 26 указанной нормы, согласно которым за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства законодатель установил штрафы, превышающие предусмотренные частью 1 нормы в 10-40 раз, а также ответственность за повторное в течение года совершение аналогичного административного правонарушения. Согласно информации, предоставленной муниципальными земельными инспекторами, в установленные сроки исполняется не более 5-10% выданных предписаний. Органам, осуществляющим муниципальный земельный контроль, приходится выдавать повторные предписания. Основной причиной такой ситуации, по нашему мнению, является относительно невысокие размеры административных штрафов, которые несопоставимы с размером фактического ущерба, наносимого неисполнением законных требований землепользователями, земельным ресурсам, в первую очередь, землям сельхозназначения, а, следовательно, экономике и экологии субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, Управлением Россельхознадзора по Калужской области в 2016 г. - вынесено 56 постановлений по указанным делам (ч. 25), в 2017 г. - 47, в 2018 г. - 97; суммы наложенных штрафов составили в 2016 г. - 1255,9 тыс. руб., в 2017 г. - 1170 тыс. руб., 2018 г. - 2379 тыс. руб. В 2018 г по ч. 26 ст. 19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации Управлением Россельхознадзора по Калужской области вынесено 12 постановлений, 3 рассмотрены судом; сумма штрафов составила 160 тыс. руб.
Аналогичная ситуация сложилась также в Московской, Тульской, Тверской, Рязанской, Смоленской областях, менее актуальна - для Северо-Западного федерального округа, Приволжского федерального округа. Несмотря на проводимые мероприятия по повышению эффективности профилактической работы с землепользователями, количество нарушений земельного законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения увеличивается.
Изложенные доводы подтверждают целесообразность усиления административной ответственности за невыполнение законного предписания органов и должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль.
Концепция настоящего законопроекта была поддержана Советом законодателей Российской Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.