Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 796001-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административным правонарушениях" направлен на исключение из подсудности мировых судей дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и передачи дел данной категории на рассмотрение налоговым органам.
Статья 15.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета. Санкция данной статьи предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Как показывает анализ судебной статистики и практики мировых судей Костромской области за 2017 год:
- рассмотрено всего - 41425 дел.
По статье 15.5 КоАП РФ - 1417 дел, из них возвращено, передано по подсудности - 283, подвергнуто наказанию 1134, в том числе предупреждение - 952, штраф - 182, нагрузка по данной категории дел составляет - 3,4%;
за 2018 год рассмотрено всего - 43751 дело. По статье 15.5 КоАП РФ - 2628 дел, из них возвращено, передано по подсудности - 168, подвергнуто наказанию 2119, в том числе предупреждение - 1812, штраф - 307, нагрузка по данной категории дел составляет - 6,0%;
за первое полугодие 2019 года рассмотрено всего - 22215 дел. По статье 15.5 КоАП РФ - 1030 дел, из них возвращено, передано по подсудности - 109, подвергнуто наказанию - 754, в том числе предупреждение - 671, штраф - 83, нагрузка по данной категории дел составляет - 4,6%.
Как видно из приведенного анализа большая часть таких дел заканчивается предупреждением. Аналогичная практика почти по всему Центральному федеральному округу.
Учитывая, что протоколы об административных правонарушениях по данному виду правонарушений составляют должностные лица налоговых органов (пункт 5 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), то и полномочия по рассмотрению данных дел целесообразно передать налоговым органам. Предлагаемые изменения соответствуют общей тенденции сосредоточения в налоговых органах всех вопросов по налогам, сборам и страховым взносам. Передача данных полномочий налоговым органам позволит упростить и ускорить процедуру рассмотрения этих дел, а также снизит нагрузку на судебную систему.
Проведенный мониторинг показал, что большинство органов исполнительной власти в сфере обеспечения деятельности мировых судей Центрального федерального округа поддерживают данную законодательную инициативу, так как предлагаемые изменения повлекут за собой уменьшение нагрузки и улучшение качества отправления правосудия мировыми судьями.
Принятие данного проекта федерального закона будет способствовать повышению эффективности работы мировых судей.
На законопроект имеется положительное заключение Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Председатель |
А. Анохин |
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует изменений федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.