Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 797659-7 "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации имеют право на получение социального налогового вычета за обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме за своего ребенка в возрасте до 24 лет, опекуны, попечители - за своего подопечного до достижения возраста до 18 лет. В подпункте 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении размера налоговой базы налогоплательщик - родитель имеет право на получение налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за обучение ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность,- в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей в год.
В 2000 году этот размер налогового вычета из налоговой базы был законодательно установлен в сумме 25 000 рублей, в 2003 году - повышен до 38 000 рублей, и, наконец, в 2007 году - до 50 000 рублей.
Таким образом, в настоящее время родитель-налогоплательщик имеет право на возврат из федерального бюджета в качестве социального налогового вычета не более 6 500 рублей налога с дохода физических лиц (НДФЛ) в год из общей суммы НДФЛ, уплаченного в бюджетную систему. К сожалению, эта реальная возращенная сумма НДФЛ недостаточна для оплаты за обучение ребенка, так как сумма оплаты за обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, намного превышает предоставленную льготу - сумму налогового вычета из налоговой базы в размере 50 000 рублей.
После 2007 года практически в течение 10 лет (!) налоговая база, используемая при начислении социального налогового вычета за обучение ребенка, который имеет право получить родитель, остается неизменной - 50 000 рублей. Однако за прошедшие 10 лет произошли существенные изменения. Количество бюджетных мест в ВУЗах из года в год сокращается, а реальная стоимость обучения в негосударственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в 2-5 раз превышает установленное ограничение по размеру налоговой базы, используемой при начислении социального налогового вычета.
В качестве примера можно привести некоторые данные о стоимости очного обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (институтах, академиях, университетах) в различных регионах России.
Так, в Хакасском техническом институте (г. Абакан) средняя стоимость обучения за год составляет 77 000 рублей, в Астраханском государственном университете - 82 000 рублей, в Алтайском государственном институте культуры (г. Барнаул) 91000 рублей, в Северном (Арктическом) федеральном университете (г. Архангельск) - 94 000 рублей, в Воронежском государственном техническом университете - 96 000 рублей, в Казанском государственном энергетическом университете - 101000 рублей, в Дальневосточном федеральном университете (г. Владивосток) - 108 000 рублей, в Кемеровском государственном университете 110 000 рублей, в Томском государственном педагогическом университете 125 000 рублей, в Уральском государственном юридическом университете (г. Екатеринбург) - 130 000 рублей, в Иркутском государственном университете - 148 000 рублей.
Если же взять крупнейшие "престижные" ВУЗы города Москвы - то стоимость обучения в них кратно повышается (данные по состоянию на 2016-2017 учебные годы).
Так, средняя стоимость обучения в МГУ им. М.В. Ломоносова составляет 320 000 рублей в год, в МГИМО - 340 000 рублей, в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина - 284 000 рублей, во Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития России - 266 000 рублей, в Финансовом университете при Правительстве РФ - 250 000 рублей, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ - 250 000 рублей, в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова - 252 000 рублей, в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана - 233 000 рублей.
При этом, многие ВУЗы ежегодно увеличивают размер суммы оплаты за обучение на величину годовой инфляции. По сведениям Росстата, среднегодовая величина инфляции за последние 10 лет составляла 8% и в сумме превысила более 80%.
Исходя из всего вышеизложенного, представляется вполне правомерным и обоснованным внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающих повышенный размер налоговой базы налогоплательщиков-родителей при начислении социального налогового вычета за обучение детей и увеличить его с 50 000 рублей до суммы 80 000 рублей с 1 января 2021 года, и до 100 000 рублей с 1 января 2022 года на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Также предлагается увеличить совокупную сумму социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2-6 пункта 1 статьи 219 НК РФ с 120 000 рублей до 150 000 рублей (за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщиков, имеющих право на получение материнского капитала, и расходов на дорогостоящее лечение, указанного в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи 219 НК РФ, финансируемых за счет средств федерального бюджета в порядке определенном Правительством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
По данным, полученным в Министерстве образования и науки Российской Федерации, на начало 2018-2019 учебного года в стране насчитывалось 484 государственных и 178 негосударственных образовательных организации высшего профессионального образования, в которых обучаются более 4,3 млн. студентов, из них 2 млн. 406 тыс. студентов по очной форме обучения. Более 1,9 миллиона студентов обучаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и более 500 тыс. студентов обучаются на платной основе.
По данным, полученным в ФНС России, 418 тысячам обратившихся в налоговые органы налогоплательщикам предоставлены социальные налоговые вычеты по суммам, уплаченным за обучение детей по очной форме обучения. Затраты федерального бюджета на эти цели составили 2 млрд. 75 млн. 900 тыс. рублей.
Реализация Федерального закона "О внесений изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в случае его принятия) потребует в 2021 году дополнительных финансовых расходов за счет средств федерального бюджета, которые можно будет предусмотреть при формировании проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в части определения дополнительных средств, необходимых для перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях компенсации им выпадающих доходов и выравнивания бюджетной обеспеченности дотационных субъектов Российской Федерации через дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации за счет доходов по налогам, перечисленных в федеральный бюджет.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" потребует учета дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и внесения изменений при подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.