Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 797561-7 "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Досье на проект федерального закона
Абзацем третьим пункта 2 части второй статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон) предусматривается отдельное размещение в следственных изоляторах лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений террористической направленности.
При этом перечень преступлений террористической направленности, содержащийся в вышеуказанном положении Федерального закона, не соответствует преступлениям, предусмотренным действующим Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ).
Данная правовая коллизия возникла в связи с тем, что перечень преступлений, предусмотренный абзацем третьим пункта 2 части второй статьи 33 Федерального закона, приводился в соответствие с уголовным законодательством лишь в 1998 году, в связи с принятием нового УК РФ взамен утратившего силу Уголовного кодекса РСФСР.
Таким образом, с момента внесения в вышеназванное положение Федерального закона корреспондирующих изменений прошло более 20 лет. За этот период УК РФ был дополнен новыми статьями, однако необходимые в связи с этим изменения в Федеральный закон внесены не были.
Так, в статье 33 Федерального закона отсутствуют следующие преступления террористической направленности:
- террористический акт (статья 205 УК РФ);
- содействие террористической деятельности (статья 205.1 УК РФ);
- прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3 УК РФ);
- организация террористического сообщества или участие в нем (статья 205.4 УК РФ);
- организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (статья 205.5 УК РФ).
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается внести в абзац третий пункта 2 части второй статьи 33 Федерального закона корреспондирующие изменения, синхронизировав содержащийся в нем перечень преступлений террористической направленности с преступлениями, установленными действующим УК РФ.
Кроме того, в настоящее время вышеуказанной статьей предусмотрено отдельное размещение в следственных изоляторах лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также ряда преступлений против жизни и здоровья, собственности, половой неприкосновенности и половой свободы.
Законопроектом предлагается также установить отдельное размещение в следственных изоляторах лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного статьей 210.1 УК РФ "Занятие высшего положения в преступной иерархии".
Статья 210.1 была введена в УК РФ по инициативе Президента Российской Федерации Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности".
Занятие высшего положения в преступной иерархии отнесено к особо тяжкой категории преступлений, поскольку наиболее опасные преступления совершаются именно организованными преступными сообществами (организациями) под руководством их лидеров.
Помимо этого, данная категория лиц представляет особую общественную опасность в связи с возможностью координации преступных действий, наличием устойчивых преступных связей, а также негативным воздействием на содержащихся вместе с ними в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых.
Учитывая вышеизложенное, законопроектом предлагается дополнить перечень статей, по которым Федеральным законом предусматривается отдельное размещение в следственных изоляторах, занятием высшего положения в преступной иерархии.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.