Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 10 сентября 2019 г. N 153/2
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 654778-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(в части применения отдельных норм Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к инвестиционным советникам и держателям реестра),
внесенный депутатами Государственной Думы Аксаковым А.Г., Дивинским И.Б., Гетта А.А. и другими
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 654778-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - законопроект) (внесен депутатами Государственной Думы Аксаковым А.Г., Дивинским И.Б., Гетта А.А. и другими), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Законопроектом предполагается внесение изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон).
Предлагаемые авторами законопроекта изменения в статью 5 Федерального закона направлены на исключение из перечня организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг - инвестиционных консультантов, не совмещающих деятельность по инвестиционному консультированию с иной профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.
К участнику рынка ценных бумаг, совмещающему деятельность по инвестиционному консультированию с иной профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, нормы Федерального закона будут применяться в части осуществления деятельности, предполагающей совершение операций с денежными средствами или иным имуществом клиентов.
Предлагаемая законопроектом норма позволит избежать излишней регуляторной нагрузки на лиц, занимающихся исключительно деятельностью по инвестиционному консультированию, которая заключается в предоставлении индивидуальных инвестиционных рекомендаций, адресованных конкретному клиенту, на основании договора об инвестиционном консультировании и не предполагает совершения операций с денежными средствами или финансовыми инструментами.
В статью 7 Федерального закона предлагается внести следующие изменения, касающиеся регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных - держателей реестра:
1. Наделить держателей реестра правом осуществлять упрощенную идентификацию, устранив существующий дисбаланс регулирования деятельности профучастников рынка ценных бумаг (действующие нормы пункта 1.11 и 1.13 статьи 7 Федерального закона предоставляют право проведения упрощенной идентификации клиента профессионального участника рынка ценных бумаг лишь при заключении договора о брокерском обслуживании, договора доверительного управления ценными бумагами, депозитарного договора).
2. Освободить держателей реестра от обязанности проводить идентификацию, в случае если открытие лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг не обусловлено принятием от лица, которому открывается такой лицевой счет, заявления или иного документа, являющегося основанием для открытия указанного счета. Идентификацию необходимо будет провести до проведения по распоряжению лица, которому открыт лицевой счет, первой операции. Внесение указанных изменений обусловлено тем, что отношения между держателем реестра и лицами, зарегистрированными в реестре, не оформляются договором и возникают в силу закона. В некоторых ситуациях, определенных законодательством, лица, которым открываются счета в реестре, зачастую не контактируют с держателями реестра (например, в случае перевода ценных бумаг в реестр владельцев ценных бумаг при прекращении деятельности номинального держателя, в случае размещения эмиссионных ценных бумаг при реорганизации, а также в случае обмена по решению управляющей компании паевого инвестиционного фонда всех инвестиционных паев одного паевого инвестиционного фонда на инвестиционные паи другого паевого инвестиционного фонда).
3. Предоставить возможность держателям реестра поручать проведение идентификации лиц, которым открываются (открыты) лицевые счета в реестре владельцев ценных бумаг, и обновление информации о таких лицах, не только кредитным организациям, но и другим профессиональным участникам рынка ценных бумаг, выполняющим функции трансфер-агентов.
Внесение проектируемых изменений в Федеральный закон, по мнению авторов рассматриваемой законодательной инициативы, позволит повысить качество финансовых услуг, снизить риски и издержки в финансовой сфере, а также повысить уровень развития цифровых технологий (упрощение и упорядочивание процессов).
Комитет полагает целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению предусмотреть возможность:
- закрепления аналогичных обязанностей, предусмотренных статьей 7.1-1 Федерального закона для организаторов торговли, для инвестиционных советников.
- установления ответственности трансфер-агента в случае недобросовестного исполнения им поручений, предусмотренных договором (в случае, поручения держателем реестра проведения идентификации или упрощенной идентификации лиц и обновление информации о таких лицах трансфер-агенту).
Комитет поддерживает концепцию представленного законопроекта и полагает возможным рекомендовать его к принятию Государственной Думе в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.