Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 759897-7 "О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона предусматривает создание единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации (далее - федеральный ресурс о населении).
Статья 4 законопроекта содержит открытый перечень целей формирования и ведения федерального ресурса о населении, к которым в том числе отнесены "информационная поддержка обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, планирование развития территорий, управление в кризисных ситуациях". В связи с этим отмечаем, что в соответствии с нормами части 4 статьи 13 (на данные нормы содержится ссылка в пояснительной записке к проекту) и статьи 5 Федерального закона "О персональных данных" " в целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных" при обработке таких данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных и заранее определенных целей.
В статье 6 и абзаце пятом пункта 2 части 3 статьи 7 законопроекта иностранные граждане и лица без гражданства, сведения о которых включаются в федеральный ресурс о населении, разделены на две самостоятельные категории: "иностранные граждане и лица без гражданства, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации" и "иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации". Данные категории могут пересекаться, поскольку иностранные граждане и лица без гражданства, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации, также могут осуществлять трудовую деятельность.
В пункте 1 части 3 статьи 7 законопроекта в перечень базовых сведений о физическом лице включено "гражданство (при наличии)". Необходимо уточнить, должны ли включаться сведения о наличии у граждан Российской Федерации и иностранных граждан иного гражданства. Так, согласно статье 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Учитывая положения части 1 статьи 8 и части 4 статьи 9 законопроекта, наделяющие федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, полномочиями по формированию и ведению федерального ресурса о населении и осуществлению полномочий оператора федеральной информационной системы, требуется уточнить, как будут реализованы положения части 6 статьи 10 законопроекта, обязывающие названный федеральный орган направлять для формирования и ведения федерального ресурса о населении сведения о постановке на учет в налоговых органах физических лиц и о регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей.
Из содержания части 17 статьи 8 законопроекта неясно, какие "ранее не учтенные" сведения о населении могут вноситься в федеральный ресурс о населении органами, уполномоченными на решение задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации.
В статье 10 законопроекта в перечень органов, осуществляющих представление сведений для формирования и ведения федерального ресурса о населении, не включен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. При этом МИД России (дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации) наделен полномочиями по вопросам гражданства и учету граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации.
Также в данной статье проекта не указаны органы местного самоуправления. Вместе с тем в статье 2 законопроекта устанавливается, что федеральный ресурс о населении формируется на основе сведений, содержащихся в том числе в муниципальных информационных ресурсах.
Наименование федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 10 законопроекта (см. также часть 4 статьи 11 законопроекта), необходимо привести в соответствие с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699.
В соответствии с частью 2 статьи 10 законопроекта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, для формирования и ведения федерального ресурса о населении обязан направлять сведения о постановке на воинский учет, снятии с воинского учета граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете, однако такие сведения не содержатся в перечне базовых и дополнительных сведений о физическом лице, включаемых в федеральный ресурс о населении в соответствии с частями 3 и 4 статьи 7 законопроекта.
Обращаем внимание, что положения части 2 статьи 4 и части 1 статьи 11 законопроекта являются дублирующими, поскольку перечисляют пользователей федерального ресурса о населении и цели использования содержащихся в нем сведений. Аналогичное замечание относится к части 6 статьи 3 и части 17 статьи 8 законопроекта, устанавливающим порядок гармонизации сведений о физических лицах (населении)
Законопроект нуждается в существенной юридико-технической доработке в части предлагаемой структуры статей и вопросов вступления в силу отдельных структурных единиц. Юридико-техническая правка передана в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.