Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 799046-7 "О внесении изменений в статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О науке и научно-технической политике"
Досье на проект федерального закона
Статьей 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена возможность создания без согласия учредителя образовательными организациями высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями (далее - образовательные организации) новых хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. При этом вхождение таких образовательных организаций в состав участников уже существующих хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, в том числе малых инновационных предприятий, путем внесения прав на результаты интеллектуальной деятельности в их уставный капитал законом не предусмотрено, что существенно ограничивает инновационную, технико-внедренческую и иную работу по применению (внедрению) результатов интеллектуальной деятельности.
Аналогичные законодательные положения о возможности создания новых хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, предусмотрены также в отношении бюджетных научных учреждений и автономных научных учреждений в статье 5 Федерального закона "О науке и научно-технической политике". Вхождение таких научных организаций в состав участников уже существующих хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, в том числе малых инновационных предприятий, путем внесения прав на результаты интеллектуальной деятельности в их уставный капитал законом также не предусмотрено.
Эффективная реализация инновационного, например, технического решения производственной проблемы, требует как можно более оперативного решения организационных вопросов. Вместе с тем создание нового хозяйственного общества или хозяйственного партнерства требует больше времени, чем вхождение в уставный капитал существующей организации. При этом, несмотря на отсутствие прямого запрета, незакрепление в тексте закона прямо предусмотренной правовой возможности на вхождение образовательных и научных организаций в уставные капиталы действующих хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, трактуется как отсутствие у образовательных и научных организаций такого права. По этой причине на практике складываются ситуации, когда успешно функционирующие хозяйственные общества, имеющие необходимые финансовые и иные материальные, а также интеллектуальные ресурсы, выражают заинтересованность в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности образовательных и научных организаций, а образовательные и научные организации не могут внести результаты интеллектуальной деятельности в уставный капитал данных обществ по причине отсутствия четко прописанной в законе возможности осуществления таких действий.
При этом часть 4 статьи 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и абзац 4 статьи 5 Федерального закона "О науке и научно-технической политике" предоставляет право образовательным организациям и научным учреждениям привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства, что служит признанием ограниченности собственных ресурсов университетов и институтов как некоммерческих организаций для решения задач инновационного развития.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзац 4 статьи 5" следует читать "абзац 4 пункта 3.1 статьи 5"
Проект федерального закона направлен на создание условий для более эффективного осуществления образовательными организациями и научными учреждениями деятельности в сфере развития инновационной инфраструктуры государства путем закрепления их права входить в уставный капитал хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, работающих, в том числе, в сфере малого инновационного предпринимательства, развития технопарков. Принятие законопроекта послужит более качественному внедрению в производство результатов интеллектуальной деятельности, созданных научными сообществами, и их более оперативной коммерциализации.
Таким образом, реализация норм законопроекта позволит повысить активность инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации, эффективность участия в ней образовательных организаций и научных учреждений, создаст благоприятные условия для взаимодействия хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств и университетов в работе по практическому применению (внедрению) результатов интеллектуальной деятельности, а также в целом для развития инновационной инфраструктуры.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О науке и научно-технической политике"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О науке и научно-технической политике" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О науке и научно-технической политике"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О науке и научно-технической политике"" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.